Речевые стратегии лжи в современном англоязычном дискурсе, страница 3

3.2. Виды речевых стратегий лжи

Концепт лжи может вербализоваться во всех типах диалогов, но некоторые РС лжи  оказы­ваются более характерными для предубежденной речи или тех или иных макростратегий, реализации которых они способствуют. Диалог, содержащий высказывания, в которых намеренно искажается истинное положение вещей, безусловно, регулируется стратегически, т.к. коммуникант, пытающийся ввести партнера в заблуждение, либо соблюдающий этикетные правила, подчиняет свои высказывания этим и другим, сопутствующим целям. РС лжи демонстрируют значительное разнообразие, в котором, однако, прослеживаются определенные тенденции.

В зависимости от того, осуществляется ли РС посредством высказываний, занимающих в диалоге позицию стимула или реакции, мы разделяем стратегии лжи на активные и реактивные. Данное разделение будет последовательно прослежено при рассмотрении механизмов действия различных РС лжи. В самом общем виде, между содержанием высказывания и реальностью могут наблюдаться а) отношения одно-однозначного соответствия, б) отношения неоднозначного соответствия.

Отношения неоднозначного соответствия в теории информации               М. Мазура объединяются под термином "псевдоинформирование". Мы сохраним этот термин как родовое наименование для таких РС лжи, как обобщение (а) и ограничение (б) информации, что может быть наглядно представлено следующим образом:

а) один референт вербализован в "образе" (см. сплошная стрелка), но это соответствие распространяется также и на другие вербализации (см. пунктирная стрелка, что является искажением информации (см. рис. 3.2.);

                                        образ

референт                         образ

                                        образ

Рис. 3.2. Обобщение информации

б) в данном случае также существует соотношение референта с образом, но не с одним, а с целым рядом, что приводит к уменьшению объема информации – и что также может быть использовано как стратегия лжи (см. рис. 3.3.) 

референт

референт                         образ

референт

Рис. 3.3. Ограничение информации

Из этой схемы видно, что соответствие между референтом и образом существует, но установление связи, обозначенной пунктирными стрелками, уже представляет собой искажение информации.

Стратегии нарушения одно-однозначного соответствия образа и референта могут быть подразделены на количественные и качественные. К количественным стратегиям мы относим стратегии преуменьшения и преувеличения, а остальные стратегии мы относим к качественным.

а)

-референт------------- Х    --------------   образ +

б)

+ референт --------------- Х -------------- образ -

-   референт ------------- Х -------------- образ +

в)

+ референт ------------ Х -------------- образ –

Рис. 3.4. Способы искажения информации

Последние могут искажать информацию одним из трех основных способов (см. рис. 3.4.): а) создание образа при отсутствии референта,               б) подавление референта с замещением его новым образом; в) подавление референта.

Реализация каждого из данных механизмов происходит посредством следующих групп стратегий: а) фальсификации, б) субституции, в) уклонения (см. рис. 3.4.). Суммируем все виды речевых стратегий лжи в (рис. 3.5.)

РС

Формальные                   Содержательные

(повтор, переспрос)

                    Псевдоинформация                  Дезинформация

Количественные             Качественные

                                                                      Интенциональные          Референтные

Рис. 3.5. Речевые стратегии лжи

Как РС лжи, направленные на искажение интенции, так и РС лжи, искажающие референтное содержание, могут быть подразделены на содержательные и интенсифицирующие, при этом целью содержательных РС является исказить факты реальной действительности или интенцию, в зависимости от того, направлена ли данная РС на референта или на интенцию, а целью формульных РС является усиление, интенсификация высказывания. При этом некоторые стратегии могут выступать как в качестве содержательных, так и в качестве формульных РС. Так, например, стратегия угрозы может быть направлена как на искажение интенции, так и на интенсификацию высказывания.