3.2. Виды речевых стратегий лжи
Концепт лжи может вербализоваться во всех типах диалогов, но некоторые РС лжи оказываются более характерными для предубежденной речи или тех или иных макростратегий, реализации которых они способствуют. Диалог, содержащий высказывания, в которых намеренно искажается истинное положение вещей, безусловно, регулируется стратегически, т.к. коммуникант, пытающийся ввести партнера в заблуждение, либо соблюдающий этикетные правила, подчиняет свои высказывания этим и другим, сопутствующим целям. РС лжи демонстрируют значительное разнообразие, в котором, однако, прослеживаются определенные тенденции.
В зависимости от того, осуществляется ли РС посредством высказываний, занимающих в диалоге позицию стимула или реакции, мы разделяем стратегии лжи на активные и реактивные. Данное разделение будет последовательно прослежено при рассмотрении механизмов действия различных РС лжи. В самом общем виде, между содержанием высказывания и реальностью могут наблюдаться а) отношения одно-однозначного соответствия, б) отношения неоднозначного соответствия.
Отношения неоднозначного соответствия в теории информации М. Мазура объединяются под термином "псевдоинформирование". Мы сохраним этот термин как родовое наименование для таких РС лжи, как обобщение (а) и ограничение (б) информации, что может быть наглядно представлено следующим образом:
а) один референт вербализован в "образе" (см. сплошная стрелка), но это соответствие распространяется также и на другие вербализации (см. пунктирная стрелка, что является искажением информации (см. рис. 3.2.);
образ
референт образ
образ
Рис. 3.2. Обобщение информации
б) в данном случае также существует соотношение референта с образом, но не с одним, а с целым рядом, что приводит к уменьшению объема информации – и что также может быть использовано как стратегия лжи (см. рис. 3.3.)
референт
референт образ
референт
Рис. 3.3. Ограничение информации
Из этой схемы видно, что соответствие между референтом и образом существует, но установление связи, обозначенной пунктирными стрелками, уже представляет собой искажение информации.
Стратегии нарушения одно-однозначного соответствия образа и референта могут быть подразделены на количественные и качественные. К количественным стратегиям мы относим стратегии преуменьшения и преувеличения, а остальные стратегии мы относим к качественным.
а)
-референт------------- Х -------------- образ +
б)
+ референт --------------- Х -------------- образ -
- референт ------------- Х -------------- образ +
в)
+ референт ------------ Х -------------- образ –
Рис. 3.4. Способы искажения информации
Последние могут искажать информацию одним из трех основных способов (см. рис. 3.4.): а) создание образа при отсутствии референта, б) подавление референта с замещением его новым образом; в) подавление референта.
Реализация каждого из данных механизмов происходит посредством следующих групп стратегий: а) фальсификации, б) субституции, в) уклонения (см. рис. 3.4.). Суммируем все виды речевых стратегий лжи в (рис. 3.5.)
РС
Формальные Содержательные
(повтор, переспрос)
Псевдоинформация Дезинформация
Количественные Качественные
Интенциональные Референтные
Рис. 3.5. Речевые стратегии лжи
Как РС лжи, направленные на искажение интенции, так и РС лжи, искажающие референтное содержание, могут быть подразделены на содержательные и интенсифицирующие, при этом целью содержательных РС является исказить факты реальной действительности или интенцию, в зависимости от того, направлена ли данная РС на референта или на интенцию, а целью формульных РС является усиление, интенсификация высказывания. При этом некоторые стратегии могут выступать как в качестве содержательных, так и в качестве формульных РС. Так, например, стратегия угрозы может быть направлена как на искажение интенции, так и на интенсификацию высказывания.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.