Речевые стратегии лжи в современном англоязычном дискурсе, страница 2

Т.А. ван Дейк определяет общую стратегию дискурса, которую называет  макростратегий, следующим образом: “это характеристика когнитивного плана общения, которая контролирует оптимальное решение задач гибким и локально управляемым способом в условиях недостатка информации о соответствующих (последующих) действиях других участников коммуникации или о локальных контекстуальных ограничениях на собственные (последующие) действия. Стратегии являются специфическими свойствами взаимодействия. При наличии общей коммуникативной цели, например реализации дискурсного плана, такие стратегии определяют общий “стиль” взаимодействия. Другими словами, как и какими средствами (или возможными способами)  такие цели могут быть достигнуты. Локальные возможности прагматического, семантического или стилистического выбора будут ограничиваться такой ... стратегией” [31, 277].

Исследователь отмечает, что этапы диалога не могут быть запланированы во всех деталях просто потому, что неизвестно, что скажет партнер на каждой стадии развития беседы. И все же участник речевого взаимодействия может иметь общую (или глобальную) стратегию (например, быть добрым, осторожным, честным, вежливым), определяющую, какого типа ход он или она захочет сделать в критических пунктах.

Глобальные стратегии, в свою очередь, реализуются посредством локальных стратегий, предназначенных для достижения более частных целей. Глобальные стратегии менее подвержены изменениям, чем локальные, но и они могут меняться в ходе коммуникации. Как правило, коммуникация управляется одной глобальной стратегией, и ее смена может быть вызвана перераспределением отношений власти коммуникантов, какими-то внешними по отношению к коммуникантам обстоятельствами.

В процессе коммуникации говорящий, пытающийся достигнуть цели глобальной стратегии, изменяет локальные стратегии в зависимости от реакции слушающего. При этом удачно подобранная локальная стратегия приводит к оптимальному достижению цели. И глобальная, и локальная стратегии являются макростратегиями, т.е. стратегиями управления дискурсом.

Наиболее исследованной макростратегией является стратегия вежливости, которая направлена на то, чтобы "избегать конфликтных ситуаций" [209, 109]. Целью стратегии вежливости является "сохранение лица" (face saving) в ситуации, когда имеют место "ликоповреждащие акты" (face-threatening acts) [144, 67].

Отметим, что ложь, как правило, не является глобальной стратегией, т.к. в коммуникации она не является самоцелью. Но она может являться локальной стратегией, т.е. более мелкой стратегией на пути достижения глобальной цели говорящего.

Помимо понятия макростратегии, мы, вслед за Т. ван Дейком выделяем также понятие речевой стратегии (далее – РС), которая определяется как такая функциональная  единица последовательности действий, которая способствует решению локальной или глобальной стратегии под контролем подобной стратегии [31]. Отметим, что Т. ван Дейк употребляет термины "речевая стратегия",  "ход" и  "локальный ход" как синонимичные. Хотя в дальнейшем мы будем придерживаться термина "речевая стратегия", при цитировании при употреблении термина "ход" мы будем подразумевать  именно речевую стратегию.

Анализируя семантические свойства РС, Т.А. ван Дейк приходит к заключению, что: (1) что во внимание должны приниматься и значение пропозиций, и референциальные отношения между ними, (2) интерпретация РС связана с убеждениями, когнитивными представлениями и социальными нормами группы, к которой принадлежит говоря­щий и слушающий, (3) ходы могут быть связаны как с предше­ствующим текстом, так и с последующим,     (4) ходы могут быть использованы для передачи имплицитной информации,     (5) ход может быть одно­временно прагматическим и риторическим,                  (6) существуют ходы, характерные для взаимодействия в рамках интервью, например метаходы, направленные говорящим на собственные высказы­вания, или ходы, состоящие в уклонении от разговоров на определенную тему. Данные положения полностью справедливы и для РС лжи.