Речевые стратегии лжи в современном англоязычном дискурсе, страница 17

3.2.8. Анализ частотности употребления стратегий лжи.Четкое разделения локальных стратегий и РС по каждому уровню, выделенному нами при структурировании семантического пространства обмана (см. гл. 1), было обнаружено для таких видов лжи как уклонение, преуменьшение / преувеличение и лжи посредством пресуппозиции вопроса. Для уклонения характерна реализация посредством определенного набора стратегий, а для таких видов лжи, как преуменьшение / преувеличение и лжи посредством пресуппозиции вопроса – одноименных стратегий.

В остальных видах лжи – прототипной, этикетной и белой – невозможно выделить четкий набор стратегий: одни и те же РС могут использоваться при реализации различных видов лжи, при этом они будут различаться только целеполаганием,  характерным для того или иного вида лжи (см. табл. 2.3.).

Наиболее широким диапазоном стратегий обладает прототипная ложь (см. табл. 3.1.). К стратегиям прототипной лжи относятся: субституция, изменение знака, фальсификация, окончание коммуникации/ смена темы, обвинение говорящего, повтор, переспрос, смягчение, обещание, жалоба, обобщение, уверение, экспликация модуса, этикетные формулы, запрос мнения третьего лица, ссылка на авторитет, клятва, угроза, утверждение знания (блеф).

Таблица 3.1.

Стратегии прототипной лжи и частотность их использования (%)

Виды стратегий

Частотность (%)

Субституция

18,2

Изменение знака

17,1

Фальсификация

14,3

Конец коммуникации/ смена темы

7,4

Повтор

6,7

Переспрос

5,7

Обвинение говорящего

5,1

Обещание

4,6

Жалоба

4,3

Ссылка на авторитет

3,7

Обобщение

3,2

Этикетные формулы

2,6

Экспликация модуса

2,4

Клятва

1,8

Угроза

1,2

Обобщение

0,9

Утверждение знания (блеф)

0,7

Набор стратегий белой, этикетной лжи и уклонения более ограничен. К стратегиям этикетной лжи относятся этикетные формулы, изменение знака (отрицание), соответствие коммуникативным ожиданиям слушающего, положительная оценка, выражение заинтересованности (см. табл. 3.2.).

Таблица 3.2.

Стратегии этикетной лжи и частотность их использования (%)

Виды стратегий

Частотность (%)

Этикетные формулы

63,7

Изменение знака (отрицание)

26,8

Положительная самопрезентация

9,5

К наиболее часто использующимся стратегиям белой лжи относятся такие семантические стратегии как смена знака, фальсификация, субституция, обобщение, повышение лица слушающего, ссылка на авторитет и формульная стратегия повтора (см. табл. 3.3.).

Таблица 3.3.

Стратегии белой лжи и частотность их использования (%)

Виды стратегий

Частотность (%)

Смена знака

39,5

Фальсификация

20,6

Субституция

12,4

Повтор

11,2

Обобщение

7,4

Этикетные формулы

5,1

Ссылка на авторитет

3,8

Характерно, что стратегии белой лжи отличаются от стратегий прототипной лжи только разнообразием, что обусловлено тем, что отличие белой лжи от прототипной заключается только в направленности во благо либо адресата, либо третьего лица.

                                                                                                    Таблица 3.4.

Стратегии уклонения и частотность их использования (%)

Виды стратегий

Частотность (%)

подмена фокуса вопроса;

33,7

утверждение, импликация говорящего, что ответ невозможен, труден, неумен и т.д.;

19,3

смена темы разговора;

18,9

провозглашение вопроса ошибочными, или исходящими из неверных предпосылок

14,4

заявление, либо импликация, что он/а отказываются сотрудничать

9,1

ограничение информации

4,6