Речевые стратегии лжи в современном англоязычном дискурсе, страница 18

Наиболее часто используемыми стратегиями уклонения являются смена фокуса, смена темы, указание на непонятность вопроса, указание на то, что ответ на вопрос невозможен, нежелание сотрудничать, смена модальности, обобщение, указание на то, что вопрос нерелевантен, ограничение информации (см. табл. 3.4.).

Выводы по главе

1. Ложь реализуется в дискурсе посредством следующих основных РС и групп РС: преуменьшение, преувеличение, фальсификация, субституция, уклонение, псевдоинформирование, обещание, РС усиления и формульных РС.

2. На уровне искажения информации мы выделяем содержательные и формальные (инструментальные) стратегии, целью которых является привлечение внимания (то есть привнесение специальной информации в рабочую память), структурирование информации, указание на ма­кротемы, замедление темпа диалога и т. д. Тем самым они способствуют лучшей ор­ганизации информации и, следовательно, повышают ве­роятность эффективного обнаружения специфической ин­формации в памяти. К таким речевым стратегиям относятся переспрос и повтор.

3. Содержательные стратегии, в свою очередь, разделяются на количественные (преуменьшение и преувеличение) и качественные (фальсификация, субституция, уклонение, псевдоинформирование, обещание, РС усиления). 

4. Качественные стратегии могут быть направлены на искажение интенции говорящего или референта (интенциональные и референтные), при этом каждая из этих групп в свою очередь подразделяется на содержательные и формульные. В этом случае формульные стратегии направлены на интенсификацию высказывания. К ним относятся такие РС усиления, как интенциональные стратегии: обвинение, клятва, угроза; референтные стратегии: положительная самопрезентация, ссылка на авторитет. В отличие от содержательных РС, такие стратегии являются микростратегиями и употребляются, как правило, после каких-либо других стратегий, в качестве усиления аргумента, для придания своим словам большей убедительности, для выведения слушающего из состояния равновесия таким образом, чтобы впоследствии им было легче манипулировать и т.д..

5. К интенциональным РС относится стратегии обещания, а к референтным  – такие группы стратегий, как фальсификация, субституция, уклонение.

6. К группе РС фальсификации относятся следующие стратегии: собственно фальсификация (частная и полная), изменение знака, утверждение знания (блеф), этикетные формулы.

7. К группе РС уклонения относятся заявление, либо импликация, что коммуникант отказывается сотрудничать; окончание коммуникативного обмена / смена темы; подмена фокуса вопроса; провозглашение вопроса ошибочными, или исходящим из неверных предпосылок; утверждение, импликация говорящим, что ответ невозможен, труден, неумен и т.д.

8. Некоторые стратегии могут выступать как в качестве содержательных, так и в качестве формульных РС. Так, стратегия угрозы может быть направлена как на искажение интенции, так и на интенсификацию высказывания.

9. На уровне псевдоинформирования мы выделяем следующие стратегии: обобщение и ограничение информации.

10. Стратегии, наиболее часто употребляющиеся для выражения лжи – это субституция, собственно фальсификация, изменение знака, этикетные формулы.

11. Для таких видов лжи как уклонение, преуменьшение / преувеличение и лжи посредством пресуппозиции вопроса характерно использование ограниченного набора стратегий. В остальных видах лжи -- прототипной, этикетной и белой -- невозможно выделить четкий набор стратегий: одни и те же РС могут использоваться на разных уровнях таксономии, при этом различаться они будут только целеполаганием,  характерным для того или иного вида лжи. Исключением из этого правила являются формульные стратегии, т.к. их цели фиксированы на всех уровнях таксономии. Так РС переспроса используется с целью замедления темпа коммуникации, для того, чтобы обдумать реплику партнера по коммуникации или ответную реплику, для выражения эмоционально окрашенного состояния (например, удивления) или в случае, если слушающий не понял реплики говорящего, т.е. она диктуется исключительно коммуникативными целями. При этом для нее нехарактерны социальные или инструментальные цели.

          Основные идеи и выводы главы отражены в следующих публикациях автора: [83, 85].