Речевые стратегии лжи в СОВРЕМЕННОМ англоязычном дискурсе
Таким образом, задачу исследования дискурсивных стратегий Дж. Гамперц ставит следующим образом: глубоко изучить отобранные примеры вербальной интеракции, последить, понимают ли друг друга коммуниканты, выявить интерпретации участниками происходящего, а затем (а) сделать вывод относительно тех социальных предположений, которые мог сделать говорящий, для того, чтобы соответствовать своей роли, и (б) эмпирически определить, как лингвистические знаки взаимодействуют в процессе интерпретации [там же: 35-6].
Д. Таннен определяет понятие коммуникативной стратегии (КС) достаточно обще: манера говорения [250], посредством которой выражается системность в языке [252, 15]. При этом она отмечает, что КС обладает свойством автоматичности, т.е. "люди говорят, не продумывая свою речь сознательно, но они вполне отдают себе отчет, если их спросить, в том, как они говорили, и чего пытались достичь, говоря именно в такой манере" [250]. Исходя их этого положения, можно предположить, что выбор стратегий коммуникантов будет зависеть не от того, планируют они или не планируют заранее свою речь, а от других нелингвистических факторов.
Т. Винокур не использует понятия “стратегия”, но рассматривает понятие “стиль” с двух точек зрения. С одной стороны, она определяет его как “речевой образ говорящего, манеру его поведения, которая манифестируется речевой деятельностью” [24, 50]. С другой стороны, Винокур рассматривает коммуникативный стиль как реализацию мысли и интенции говорящего, проявляющуюся в тексте [там же, 84]. Отметим, что первое соответствует тому содержанию, которое вкладывают в понятие "коммуникативный стиль" некоторые зарубежные исследователи [160; 190], а второе — определению понятия "стратегия" Таннен [250] (см. об этом подробнее [85]).
И.Ф. Янушкевич отмечает, что общая стратегия говорящего "базируется на гипотезе о ситуации и слушающем, включая такие его параметры, как уровень информированности и образованности, возрастные и другие характеристики" [130, 119].
Т.А. ван Дейк определяет коммуникативную стратегию как “свойство когнитивных планов” [31, 272]. ”Такие планы представляют собой общую организацию некоторых последовательных действий и включает цель или цели взаимодействия” [там же]. Коммуникативная стратегия зачастую представляют собой лишь спроецированные в область речевого взаимодействия когнитивные стратегии, нацеленные на эффективное манипулирование производимыми умозаключениями [31].
Вслед за Т.А. ван Дейком мы выделяем следующую иерархию стратегий: глобальная – локальная – речевая (см. рис. 3.3.).
Глобальная стратегия
Локальная стратегия
Речевая стратегия
Рисунок 3.3. Иерархия дискурсивных стратегий
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.