С помощью этой методики можно зафиксировать возраст, с которого школьники могут ставить цели и брать на себя ответственность за собственный выбор, т.е. становятся субъектами образования. Именно с этого времени школьники могут и готовы активно участвовать в образовательном процессе: выбирать предметы для изучения, формы обучения. В этом плане «взрослым» для того, чтобы предотвратить формализацию образования и сделать его действительно эффективным необходимо выстраивать отношения с учениками на новом уровне.
Методическое пособие составлено, как нейтральное по отношению к возрасту. По нашему мнению, динамика интереса возрастно зависима, поэтому организатор игры обязательно должен учитывать возрастные особенности участников.[1]
Игра представляет собой методическую разработку для изучения детских образовательных интересов. На наш взгляд, она позволяет увидеть на чем фокусируются реальные интересы школьников, когда они могут делать выбор в специально созданных условиях, моделирующих определенные ограничения свобод и обеспечивающих почти немедленное наступление ответственности за принятое решение. Согласно авторскому замыслу, детские интересы, к которым апеллирует игровой сюжет, могут быть направлены: на формальную (привычную) учебу, на инициативные образовательные области (искусство, спорт, наука и т.п.) или на развлечения.[2]
В результате апробации выяснилось, что игра может иметь и более универсальный характер. Методика показывает способности школьников к планированию и распределению имеющихся ресурсов и может использоваться как тренинговая процедура для коррекции умений использовать, планировать и распределять ресурсы.
При разработке методики мы руководствовались следующей методической гипотезой: обнаружить подлинный интерес можно, если создать экспериментальные условия, инициирующие распределение ресурсов. То, куда ребенок вкладывает свои ресурсы и будет областью подлинных интересов.
Опираясь на наши наблюдения, мы выделили следующие ресурсы: физические силы, время и деньги. Физические силы- ресурс, мало доступный детскому сознанию, в том числе и в подростковом, и юношеском возрастах. Хотя усталость иногда может восприниматься как препятствие для достижения цели, при планировании своей деятельности, дети и подростки вряд ли способены расчитывать когда именно она наступит.
Время и деньги можно отнести к ресурсам, уже относительно освоенными школьниками: дети распоряжаются ими в реальной жизни и могут учитывать при планировании. Так, школьники уже могут распределять свое время, например, между подготовкой уроков и развлечениями (чем дольше они будет делать уроки, тем меньше времени останется на развлечения и наоборот). Многие дети имеют деньги на карманные расходы и сами выбирают когда и на что их тратить. Таким образом, на наш взгляд ребенок уже имеет опыт обращения с такими ресурсами как деньги и время.
Участники игры должны распределить выделенные им по правилам игры ресурсы- деньги и время на занятия, которые их интересуют.
Чтобы исключить случайность выбора и выявить его устойчивость, участникам игры предлагается сделать четыре пробы, в каждой из которых создаются новые препятствия на пути к достижению выбранного занятия (области, сферы). Препятствия являются обязательным условием игры. Поскольку только в преодолении можно «увидеть» действительную заинтресованность в достижениях. Иными словами – только про того, кто преодолевает препятствия можно сказать, что у него (у нее) есть Путь.[3]
Одновременно в игре могут принимать участие до 15 человек. Ограничение количества участников по сравнению с обычным классом связано только с необходимостью обеспечить максимально самостоятельный выбор и принятие решения. Понятно, что участники естественным образом интересуются решениями друг друга и, соответственно, испытывают взаимные влияния, но важно, чтобы было объявлено условие максимальной самостоятельности решения и обеспечены возможности буквального дистанцирования участников. Дети выбираются произвольным образом, т.е. никаких особых требований к индивидуальным личностным особенностям ребенка нет. Возрастная категория – школьники, хотя проведение игры с учащимися младших курсов специальных учебных заведений и ВУЗов так же возможно. (Одним из добавочных результатов игры с этой возрастной категорией может быть выяснения их реального психологического возраста, предположения о котором связаны со стабильными ответствнными и ориентированными на цель предпочтениями). Игра внешне носит характер групповой процедуры, но каждый из участников играет сам за себя. Внешне групповой характер процедуры объясняется тем, что в реальной жизни люди объединены в определенные коллективы, которым и предлагаются всякие образовательные и социальные программы, но решения о личных вкладах и характере участия могут приниматься как независимо от других, так и с ориентацией на то, как это делают другие люди. Организаторам игры необходимо постараться ограничить общение игроков между собой во время основной части игры, чтобы минимизировать стремление к подражанию .
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.