Младший подростковый возраст
· Как и в более младшем возрасте интерес по большей части характеризуется непостоянством и ситуативностью;
· Так же своей разбросанностью и не соорганизованностью, мозаичностью (т.е. интересны не связанные друг с другом вещи пр.: вышивание, собирание календариков, занятие фотографией);
· По большей части интерес основан на внешних причинах у меня это хорошо получается, нравится учитель);
· Появляется блок предметов, важных для идентификации: «Эти предметы нужно знать обязательно всем». Все без исключения называют математику, русский язык, информатику и иностранный язык;
· Появляются явные гендерные различия в предпочтениях учебных и внеучебных предметов (предметы, которые выбирают только мальчики; труд, химия, экономика, ; предметы, которые выбирают только девочки: ин.яз, литература);
· В области внеучебных интересов диапазон выборов у девочек гораздо шире, чем у мальчиков;
· Отсроченность результата (полученные знания не используются сейчас, но подразумевается, что они понадобятся в дальнейшем);
· Появляется область интереса в межличностных отношениях;
· Появляются претензии на участие в образовательном процессе (заявляется готовность к самостоятельному выбору учебных предметов).
Старший подростковый возраст
· Область интересов старших подростков шире, так же они глубже и устойчивее по сравнению с предыдущими возрастами;
· В этом возрасте происходит появление стержневых избирательных интересов (один – два интереса, вокруг которых сосредоточены все остальные). Часто таким «стержнем» выступает профессия, на которую ориентируется подросток. Пример: Подросток заявляет, что хочет стать экономистом. При этом он выбирает для изучения такие предметы как экономика, география (для того, чтобы знать о различных ресурсах регионов России), а также выбирает чтение книг по экономике и путешествиях;
· В этом возрасте происходит переход цели в мотивы (не потому, что, а для того чтобы);
· Подростки в этом возрасте больше ориентированны на предметное содержание, а не на внешнюю оценку своей деятельности (оценка, похвала). Происходит смена мотивации (предмет выбирается не потому, что нравится учитель, а потому, что интересно содержание);
· Появляются произвольно-волевые действия («Ненавижу физику, но она нужна!»);
· Важным становится предъявление себя. Подросткам важно быть услышанными взрослыми, активно участвовать в образовательном процессе. Выбираются предметы, на которых можно открыто взаимодействовать с учителем; также формы урочной работы где они могут активно проявлять себя: готовить доклады, участвовать в дискуссиях, самим вести урок (дни самоуправления).
Старший школьный возраст
· Старшеклассники, определившиеся с ВУЗом и специальностью, при любом ограничении ресурса выбирают предметы, нужные для поступления по максимуму. Но помимо этого у них сформирована область свободных интересов. Например, Дима (16 лет, 10 кл.): «Физика мне нужна, потому что я буду поступать, а психологи я просто интересна для общения с людьми, пригодится в жизни. Если бы мне пришлось выбирать между физикой и психологией и даже если бы психология преподавалась лучше, чем физика, я бы выбрал физику». Старшеклассники, у которых выбор профессии не обоснован, т.е. при выборе ВУЗа не учитываются реальные возможности и ресурсы (пр.: школьник хочет поступать на экономический факультет, но при этом имеет плохие оценки по математике, географии…) выбирают предметы, в соответствии с принятыми в обществе стереотипами. Старшеклассники, имеющие широкие интересы в предметно-учебной деятельности, сконцентрированы на учебе и игнорируют другие области;
· Что касается инициативных интересов, то занятия, связанные с подготовкой к поступлению (курсы, репетиторы и т.п.) носят устойчивый характер и являются важными. В этом возрасте школьник уже может брать ответственность за свое будущее на себя.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.