Причины и последствия кризиса и стратегия дальнейшего экономического развития, страница 9

Передача в собственность гражданам России их жилья, с одной стороны, могла бы рассматриваться как акт восстановления справедливости, так как большинство граждан заработали,  оплатили свое "государственное" жилье, и оно принадлежит им по праву. Но, с другой стороны, она сопровождалась отказом от предоставления бесплатного жилья, что для значительной части населения означает невозможность его получения, как минимум, на весьма продолжительный промежуток времени.

С 1992г. в стране наблюдается устойчивая тенденция депопуляции, характеризующаяся постоянным превышением числа умерших над числом родившихся в 1,5 - 1,7 раза. Уровень рождаемости сейчас на 40% ниже, чем необходимо для простого численного замещения родителей их детьми (13 детей на 10 женщин). По числу умерших на 1000 человек (15 чел.) Россия имеет самый высокий показатель в Европе. Продолжительность жизни снизилась до 57,5 лет для мужчин и 70,4 года для женщин (10, с.14). Только за 1992-1996 гг. естественная убыль населения составила 840 тыс. человек или увеличилась в 4 раза; количество заболевших сифилисом - в 13 раз, чесоткой - в 4 раза, туберкулезом - в 1,6 раза (23, с.52,53).

Каждый год в результате высокой смертности и низкой рождаемости Россия недосчитывается более миллиона человек. Таким образом, за годы реформ мы потеряли почти столько же населения, сколько за годы Гражданской войны.

Следующим важным показателем уровня жизни являются доходы населения.

Динамика реальных доходов населения России представлена в таблице 1.6.

Таблица 1.6.

Реальные доходы населения, %

 Показатели

Годы

1990

1992

1995

1997

1998

1999 оценка

Доходы на душу населения

100

63

70

72

59

54

Заработная плата

100

65

45

48

41

35

Пенсия

100

50

52

54

51

51

Поэтапное протекание процесса снижения реальных доходов населения характеризуется следующими данными: в 1992г. располагаемые денежные доходы населения упали на 47,5 %; в 1993-1994 гг. несколько возросли; в 1995- сократились на 15 %; в декабре 1998г. составили 71 %, по сравнению с декабрем 1997г. (46, с. 21).

Реальная покупательная способность российских заработков стремительно падает. По отношению к декабрю 1990 года в декабре 1992 года она составляла 30,8%, 1996 - 22,3; 1999г. - 8,1 %(13).

После кризиса 1998г. реальная заработная плата упала почти на 50%. Только за 1-е полугодие 1999г. реальные доходы населения снизились на 25,6%1 (27, с.31,32).

Быстро снижается уровень жизни пенсионеров России. Темпы падения реального размера пенсий после кризиса вдвое превысили темпы сокращения реальных денежных доходов на душу населения (34, с.20). Ставка замещения (соотношение между средней назначенной пенсией и средней начисленной заработной платой) составила в первом полугодии 1999г. 30,5 % против 37,9% в том же периоде 1998г.

Сложившаяся экономическая ситуация влечет за собой деградацию значительной части человеческого потенциала страны, обесценение образования и квалификации миллионов специалистов и рабочих, десятки миллионов личных катастроф людей, поставленных в невыносимые жизненные условия. Поэтому можно согласиться с Н. Моисеевым, который воспринимает происшедшее в стране не как кризис, а как катастрофу. (30, с.53).

Хотя на экономическую катастрофу оказали влияние и принятие нереальных бюджетов, и падение мировых цен на нефть, мировой экономический кризис, главной причиной, истоками российской трагедии являются стратегические ошибки. В первую очередь - отсутствие программы, общей стратегии развития страны, отказ от государственного регулирования в базовых отраслях и, как следствие, потеря управления народным хозяйством. Кроме того, целенаправленное разрушение высокотехнологических производств, предприятий конечной переработки сырья, коррумпированность высших эшелонов власти, криминальный захват общенародной собственности, подчинение национальных интересов интересам Запада (22, с.20). И теперь, когда уже не требуется никакой прозорливости, чтобы оценить последствия реформ - они налицо, для всех становится очевидной необходимость изменения курса реформ, важнейшей задачей науки становится обоснование, разработка стратегии дальнейших преобразований.