Причины и последствия кризиса и стратегия дальнейшего экономического развития, страница 2

Теоретической основой новой системы государственного регулирования стал монетаристский подход, ограничившийся изменениями преимущественно в области товарно-денежного обращения, введением свободных цен и не обеспечивший кардинальных улучшений в области организации и управления производством, создания реальных предпосылок (в  том числе, финансово-экономических) для улучшения работы товаропроизводителей. (24, с.52; 3, с. 34). При этом до сих пор нет  обоснованной ценовой политики, а процессы приватизации свелись к переделу государственной собственности в интересах незначительной части населения. Но даже при правильной политике в области ценообразования и приватизации одних этих мер недостаточно. Необходима выработка системы организационно-экономических, научно-технических и социальных мер, обеспечивающих устойчивый рост экономики, укрепление финансового положения государства и денежного обращения.  Реформы связаны со структурными преобразованиями в народном хозяйстве в соответствии с рыночными условиями. Глубина и скорость изменений во многом зависят от государства и возможностей подкреплять их значительными инвестиционными ресурсами.

Экономические процессы в любой стране сопровождаются непрерывной адаптацией связей, образующих организационные и материальные структуры народного хозяйства. Среди множества происходящих в нем сдвигов особое место принадлежит технологическим преобразованиям на микроуровне. В рыночной циклически развивающейся экономике частота микроструктурных  адаптационных изменений на разных фазах цикла различна. Максимальной интенсивности они достигают в фазе кризиса, приобретая характер масштабной структурной перестройки (17, с.108).

Таким образом, структурная перестройка представляет собой преобразования производительных сил, определяемые необходимостью технологического обновления производства и его приспособления к изменяющимся внутренним и внешним условиям. Среди важнейших целей ее можно назвать реструктуризацию и реорганизацию производства, в том числе, путем ликвидации неэффективных звеньев, разделения и слияния предприятий, замену физически и морально устаревших основных фондов, внедрение технических нововведений, выпуск новой продукции.  Все это может привести к существенным сдвигам в отраслевой, технологической, региональной и других структурах общественного производства.

Содержание структуры и основные направления структурной политики включают в себя определение структуры экономики, намечаемых структурных преобразований. Определяющей для народного хозяйства структурной пропорцией является  соотношение между частями национального дохода, направляемыми на накопление и потребление. В Российской Федерации для экономического роста по мнению Л. Арцишевского и Р. Райзберга необходимы накопления объемом не менее 15% национального дохода. Доля ВВП, направляемая на амортизацию основных фондов и внутренние инвестиции, должна составлять не менее 20% (2, с.48).

Отраслевая структура экономики характеризуется соотношением вкладов отдельных отраслей в ВВП или долями экономических ресурсов, прежде всего, основных средств производства. Большое значение придается структуре промышленного производства, зависящей, в первую очередь, от соотношения объемов продукции, основных средств, занятости в добывающем и обрабатывающем секторах.

Воспроизводственная структура экономики характеризует темпы обновления выпуска разных видов продукции, исходя из ее жизненного цикла. Одним из важнейших показателей служит возрастная структура активной части основных фондов.

Технологическая структура производства позволяет судить об уровне преобразования вещества, энергии информации, где определяющим показателем является соотношение функционирующих технологических укладов.

Немаловажное значение имеет региональная структура экономики, так как на территориальное размещение экономических объектов оказывают влияние социальные, природные, экономические и географические факторы. В региональной структурной политике популярна идея выравнивания экономического потенциала, доходов, уровня и качества жизни.