Причины и последствия кризиса и стратегия дальнейшего экономического развития, страница 8

Внешний долг России требует ежегодных расходов на его обслуживание 9-10 млрд. долларов - около половины всех российских инвестиций в основной капитал. Изменение ситуации возможно только на базе резкого увеличения частных инвестиций.

Девальвация  рубля в августе 1998г. привела к относительному повышению конкурентоспособности российских товаров, начался активный процесс импортозамещения, однако в инвестиционной сфере позитивных сдвигов пока нет. Огромные средства отвлекаются в финансово-спекулятивный сектор, пока оказывающий слабое влияние на реальную экономику. В 1997г. оборот ГКО составил 1103 трлн. руб. или в 2.7 раза больше инвестиций в основной капитал из всех источников (46, с.22).

Иностранные инвестиции пока не играют существенной роли в экономике России. По накопленной за 1989-1998гг сумме прямых иностранных инвестиций на душу населения России занимает 21 место среди 25 стран Центральной и Восточной Европы и СНГ (1, с.4).За годы реформ иностранные инвестиции составили 7 млрд. долларов ( в Китае - 130 млрд.) а утечка капитала составляет не менее 60-80 млрд. долларов (34, с.97).

Вяло текущий процесс политического сближения стран СНГ пока не привел к выработке совместной инвестиционной политики. Бывшие республики СССР практически не вкладывают инвестиции в экономику России, которая, в свою очередь, не заинтересована в значительных вложениях в эти страны. Удельный вес российских инвестиций в зарубежных капиталовложениях Украины составляет около 4% (против 21% США, 13% Германии) в Закавказье и Средней Азии - 0,5% общего объема капиталовложений (14, с.75).

Между тем, в странах СНГ сейчас сложилась весьма благоприятная ситуация для реструктуризации экономики на современной технологической основе. Потребности на ее проведение только в России в ближайшие 20 лет - более 2 трлн. долларов (15, с.5).

Существенно ослабленным в результате проводимых реформ оказался и инновационный потенциал. Прежде всего, это касается развития науки, финансирование которой за последнее десятилетие сократилось в 15 раз, численность научных сотрудников - в 65 раз, финансирование такой специфической научно-технической среды, как наукограды - примерно в 100 раз (34,с.189).

Доля расходов на НИОКР в ВВП России соответствует уровню 50-х гг., а абсолютная величина - 60-х гг.1(34, с.349). Если 7 - 8 лет назад бюджеты на науку в США и у нас были сравнимы, то сегодня соотношение 1 : 100 в их пользу (24, с.3). Даже на функционирование конкурсных проектов бюджет выделяет мизерные средства (например, в 1997г. - 0,2 млрд. рублей).

Работники, занятые в сфере науки и научного обслуживания, получают заработную плату на четверть ниже средней по стране (в 1990г. она была на 12,5 % выше). В результате несколько десятков тысяч ученых и специалистов ежегодно покидают Россию. Этот процесс наносит стране ущерб до 50 млрд. долларов (10, с.124).

Резко упал престиж научного труда, рост числа аспирантов отнюдь не всегда отражает их стремление посвятить себя научной деятельности: 30% аспирантов не собираются оставаться в науке после окончания аспирантуры: только 18,6% из них намереваются защищать докторскую диссертацию (110,с.356).

Возросшее количество научных исследовательских организаций2 не обеспечивает роста результативности их деятельности, снижается качество персонала.

Более чем в 3 раза снизилась инновационная активность предприятий. Доля промышленных предприятий, ведущих разработку и внедрение нововведений, в конце 80-х годов составляла около 70% (на уровне развитых стран); в 1996 - 22,4 % (10,с. 122).

Таким образом, задача сохранения научного потенциала России становится одной из наиболее важных.

Наиболее ярким показателем результативности реформ является положение в социальной сфере.

Важнейшей причиной становления и развития новых тенденций в социальной сфере является переход от уравнительного распределения различных благ, имевшего место в советское время, к их продаже, а следовательно, распределению по доходам. Хотя переход этот в сфере таких важнейших отраслей, как образование, здравоохранение, осуществляется достаточно медленно, его разрушительные последствия уже налицо, и это служит убедительным предупреждением о необходимости изменения действующей социальной политики.