Причины и последствия кризиса и стратегия дальнейшего экономического развития, страница 19

-  снизить бремя налогообложения по совокупным ставкам налогов до уровня не более 35%; перераспределить тяжесть налогообложения с малоимущих на лиц с высокими и сверхвысокими доходами; предоставлять налоговые кредиты предприятиям, расширяющим производство и наращивающим инвестиции;

-  довести доходы федерального бюджета до минимально необходимого уровня - 15,9% ВВП, для чего: ввести механизмы изъятия в доход бюджета природной ренты по экспортируемым природным ресурсов (30-50 млрд. руб.); ввести реальную госмонополию на импорт и оборот алкогольной продукции (15 млрд. руб.); повысить эффективность использования валютных резервов  (10 млрд. руб.);

-  упорядочить государственные расходы и минимизировать издержки в целях смягчения последствий и преодоления бюджетного кризиса, реструктурировать внутренний долг, повысив в нем долю долгосрочных обязательств; не привлекать новые займы на финансирование текущих расходов бюджета;

-  защитить интересы российского товаропроизводителя, пресекать недобросовестную конкуренцию, восстановить жесткий контроль за качеством импортируемых товаров, стимулировать экуспорт товаров с высокой добавленной стоимостью.

 На микроуровне необходимо ужесточить ответственность за неэффективное управление и распоряжение государственным имуществом, за неэффективное управление имуществом корпораций перед акционером, трудовыми коллективами, государством.

Необходима целенаправленная государственная политика выращивания национальных лидеров - крупных вертикально интегрированных корпораций, формирования институциональной среды и разнообразных форм кооперации науки, образования, производства, финансов; организации разрозненных и нежизнеспособных предприятий отечественной наукоемкой промышленности в целостные воспроизводственные комплексы.

Анализ других точек зрения позволяет дополнительно к отмеченным обозначить следующие условия:

-  наличие законодательства, гарантирующего свободу, соблюдение прав личности;

-  равенство всех граждан перед законом;

-  полная и открытая информация  о размере доходов всех, включая высших чиновников и предпринимателей, об их источниках;

-  восстановление функций долгосрочного социально-экономического прогнозирования;

-  социальная гарантия всем нетрудоспособным;

-  основным источником дохода любого хозяйственного субъекта должна быть его общественная деятельность;

-  создание адаптированных к условиям рынка экономических механизмов, связанных с охраной окружающей среды и рентными платежами;

-  особые правила хозяйствования для монополий (34, с.107-109).

Важным условием реализации стратегии развития является дальнейшее развитие демократических институтов, свобода идеологий и объединений по идеологии, а не деидеологизация общества является одной из высших ценностей демократии.

Императивы социальной рыночной экономики:

-  максимально достижимое развитие физического, интеллектуального, духовно-этического потенциала страны;

-  формирование прочного пласта трудовой мотивации, отвечающей требованиям рынка, ориентированной на позитивное расширенное воспроизводство "человеческого капитала";

-  создание институциональных и социально-экономических предпосылок для самореализации способностей граждан (34, с.95).

Новое качество роста требует обеспечения значительного увеличения эффективности производства, масштабов ресурсосбережения , создания необходимой инфраструктуры, в частности, для продажи бывшего  в употреблении оборудования, его приобретения малым и средним бизнесом.

Для разрешения всего комплекса проблем России необходим экономический рост в 4-5% в год в течение 20 лет1. При этом ВВП в первой четверти XXI в. возрастает в 3-3,5 раза, что позволит довести доходы и жилищную обеспеченность россиян до сегодняшнего уровня Польши, Венгрии, Чехии (34, с.176).

Реализация стратегии развития предполагает необходимость разработки обоснованной промышленной политики, основными этапами которой являются следующие.