Причины и последствия кризиса и стратегия дальнейшего экономического развития, страница 18

Значительный спад объемов производства1 естественно привел к уменьшению валового внутреннего продукта, падению уровня жизни населения. В значительной мере производственный и кадровый потенциал страны пока сохранен, поэтому есть реальная возможность наращивания ВВП за счет загрузки производственного аппарата. На этом пути может быть обеспечен прирост ВВП по разным оценкам от8 до 45%2.

Тактическими приоритетами в инвестировании средств при данной стратегии обладают те отрасли, которые обеспечивают быстрый оборот капитала (традиционно, это такие отрасли, как легкая, пищевая и др.). Это обусловлено тем, что производственные мощности металлургии, текстильной, химической, пищевой промышленности были в значительной мере сформированы в 1986-1990гг. на импортном оборудовании и могут выпускать конкурентоспособную продукцию. Вместе с тем, сокращение отставания России возможно только за счет опережающего роста производства в обрабатывающих отраслях, которые  стали основными жертвами структурной перестройки в годы реформ3.

Необходимость повышения уровня использования производственных мощностей обусловлена еще и тем, что это позволяет увеличить объем инвестируемых средств путем увеличения накопления за счет прибыли предприятий4. Такие возможности, однако, появятся после прохождения предприятиями «точки безубыточности» (проблема, которая сегодня стоит перед половиной или более предприятий практически всех отраслей народного хозяйства)1.

Решать эти задачи приходится в условиях, когда в российской экономике нет механизма выхода из кризиса, нет предпосылок для его формирования. Единственно возможным путем выхода из кризиса является формирование инвестиций государством, его вмешательство в сферу регулирования процентных ставок, ограничения доходности альтернативных вложений капитала и т.д.

Согласно Д. Кейнсу, рост инвестиций ведет к росту доходов и занятости, работники предъявляют дополнительный спрос на потребительские блага, что требует новых инвестиций и т.д. Эффект мультипликатора инвестиций связывает рост в какой-либо отрасли с ростом экономики в целом, позволяет выделить точки роста, отрасли-локомотивы. Действию эффекту мультипликатора могут препятствовать:

n рост процентных ставок;

n значительный рот цен после первоначальных инвестиций;

n высокий удельный вес импорта потребительских товаров (достаточно, чтобы он превысил 20%).

Вышеперечисленные и другие факторы, препятствующие действию эффекта мультипликатора, налицо в сегодняшней России, поэтому реализация стратегии роста требует выполнения ряда условий, которые, на наш взгляд, весьма удачно систематизированы С. Глазьевым (см.(10, с.133-146)).

Стержнем макроэкономической политики должно стать создание благоприятных условий для производственной деятельности, подъем инвестиционной и инновационной активности, восстановление нормального оборота капитала. Для этого необходимо:

-  переориентировать политику денежного предложения  на поддержание приемлемой для производственных инвестиций и пополнения оборотных средств предприятий процентной ставки (3-7% годовых), нормального для обеспечения платежей уровня предложения денег; вытеснить иностранную валюту и денежные суррогаты из внутреннего платежного оборота;

-  нацелить валютную политику на приведение динамики обменного курса рубля в соответствие с требованием повышения конкурентоспособности отечественных товаров, осуществления дедолларизации экономики; перейти от сдерживания падения курса рубля к его изменению пропорционально обесцениванию на внутреннем рынке; ужесточить валютный контроль с введением полной продажи валютной выручки; ужесточить ограничение на ввоз иностранной валюты и ее обращение на внутреннем рынке;

-  установить реальный контроль за ценами в высокомонополизированных отраслях для сдерживания их роста и выравнивания соотношений в пользу обрабатывающей промышленности. С учетом нынешней слабости госаппарата этот контроль должен осуществляться в максимально простых и надежных формах вплоть до введения государственной монополии на оборот электроэнергии, природного газа, сырой нефти в целях предотвращения завышения цен. Упорядочить процедуры ценообразования, ввести их правовое регулирование;