Одним из наиболее тяжких последствий попыток управления экономикой страны на основе монетаристской концепции стало катастрофическое снижение денежной массы, на которые субъекты хозяйствования не могли среагировать иначе как массовыми неплатежами, вытеснением денежных расчетов бартерными. Даже в условиях административно-командной экономики денежная масса в СССР составляла 60-70% валового внутреннего продукта, то есть была на уровне развитых стран ( в США - более 100%, в развивающихся странах - 40%). В настоящее время в России она составляет порядка 30-35%.
За все годы реформ в России ни разу не удалось приблизиться к кредитной ставке, сопоставимой с доходностью производства, в результате чего основной источник средств развития экономики, прежде всего, ее реального сектора, был парализован. Даже когда в 1997 году средняя ставка по межбанковским кредитам была понижена до 13,8%, а для юридических лиц нефинансового сектора - до 28,4% (в июле), она оставалась на порядок выше, чем доходность предприятий основных отраслей.
Несмотря на то, что налоговая система на протяжении ряда лет остается предметом пристального внимания российских законодателей, ее совершенствование идет крайне медленно и протиречиво. До сих пор в налоговом кодексе РФ предусматривается 28 видов налогов - 16 федеральных, 7 региональных и 5 местных. А ведь разумные налоги избавляют общество от двух одинаково опасных явлений: вызывающей роскоши немногих и удручающей нищеты большинства. Они стимулируют предпринимательскую активность, способствуют повышению удельного веса трудовых доходов в общей их массе.
Государство устранилось от управления ценами: в стране нет обоснованной ценовой политики, что является одной из важнейших причин гиперинфляции, неслыханного стихийного перераспределения стоимости между отраслями, регионами, слоями населения, способствующего неоправданному обогащению одних, немногих, и обнищанию большинства1. Такое положение является еще более нетерпимым в условиях, когда рыночная инфраструктура только начинает формироваться. Немногие товарные биржи пока не стали центрами ценообразования, а товаропроизводители в проводимой ценовой политике продолжают ориентироваться главным образом на затраты, причем затраченные ресурсы учитываются в себестоимости в ценах фактических затрат, а не воспроизводства, из-за чего вынуждены из получаемой "псевдоприбыли" выплачивать реальные налоги.
От эффективности политики ценообразования во многом зависит и положение России на мировом рынке, в особенности нефти и газа, являющихся основным источником экспортных поступлений. Так, только в 1998 году мировые цены на нефть снизились на 43%, на нефтепродукты - на 4-45 %, цена 1000 куб. м. газа снизилась на 13-15 долларов. В этих условиях необходимо было обеспечить умелое маневрирование на внешнем рынке объемами поставок, ценами, которое должно осуществляться государством и в интересах государства.1
Система планирования на федеральном, региональном, отраслевом уровне по существу оказались разрушенной; ее перестройка на уровне предприятий идет крайне медленно, без достаточного научного и методического обеспечения.
Мотивирование деятельности работников по существу оторвано от достигаемых результатов, затрат средств на предприятиях; на высших уровнях управления задача обеспечения такой связи даже не ставится.
Изложенное свидетельствует о том, что основные элементы механизма управления экономикой задействованы совершенно недостаточно, что является одной из главных причин затянувшегося системного кризиса. В наиболее обобщенном виде это находит выражение в самом большом мире внешнем долге России, составляющем вместе с процентами 220 млрд. долларов, что в 1,2 раза превышает ВВП (по западным критериям государство, внутренний и внешний долг которого более 0,1 ВВП, неспособно проводить самостоятельную экономическую политику (20, с.32). Расходы на его обслуживание вдвое и более превышают поток налоговых поступлений, внутренняя задолженность каждый год увеличивается в 1,5 раза (10, с.93).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.