В ходе анализа конкурентоспособности продукции сопоставляют параметры анализируемого изделия и товара-конкурента и рассчитывают единичные, групповые и интегральный показатели конкурентоспособности продукции.
Единичные показатели (g) отражают процентное отношение уровня какого-либо технического или экономического параметра (Р) к величине того же параметра продукта- конкурента (Р1О0), принимаемого за 100 %:
g= Р / Р100 х 100.
Групповой показатель (G) объединяет единичные показатели (g i) по однородной группе параметров (технических, экономических, эстетических) с помощью весовых коэффициентов (а i), определяемых экспертным путем:
G =∑ аi х gi
Интегральный показатель (I) представляет собой отношение группового показателя по техническим параметрам (GT ) к групповому показателю по экономическим параметрам (Gэ):
I = GT / Gэ
Если I < 1, то анализируемое изделие уступает образцу, а если I > 1, то оно превосходит изделие-образец или изделие конкурента по своим параметрам.
Кроме рейтинговой оценки конкурентоспособности товаров для определения фактического положения изделия на определенном рынке можно определить долю рынка, контролируемую данной организацией. Чем больше эта доля, тем выше фактическая конкурентоспособность продукции на данном рынке, и наоборот. С этой же целью рассчитывают и такой показатель, как отношение доли, занимаемой организацией на рынке, к доле наиболее крупного конкурента. Если это отношение больше единицы, то доля организации является высокой, если меньше — низкой.
3. Анализ обеспеченности организации основными средствами, анализ движения и технического состояния основных средств.
Задачи и информационная база анализа
Основные фонды следует рассматривать как важные ресурсы, определяющие величину производственных мощностей организаций, их потенциальную способность производить максимальное количество продукции в определенный отрезок времени.
Основные фонды — основной производственный ресурс, который обеспечивает выпуск продукции организацией. Их состояние и эффективность использования влияет также на себестоимость, рентабельность и другие показатели финансово-хозяйственной деятельности организации. Улучшение использования основных фондов позволяет увеличить выпуск продукции без дополнительного привлечения финансовых ресурсов.
Анализ основных фондов проводится по двум направлениям:
- анализ обеспеченности организации основными фондами;
- анализ эффективности использования основных фондов.
Основными задачами анализа состояния и использования основных фондов являются:
- изучение состава и динамики основных фондов, их технического состояния и темпов обновления;
- определение показателей использования основных производственных фондов, выявление и оценка факторов, влияющих на них;
- определение влияния использования основных производственных фондов на объем производства и другие показатели;
- установление степени эффективности использования производственной мощности, характеристика экстенсивных и интенсивных показателей работы производственного оборудования;
- выявление резервов повышения эффективности использования основных производственных фондов;
- разработка мероприятий по реализации выявленных резервов.
Источники информации для анализа состояния и использования основных фондов:
- бизнес-планы, производственные программы;
- формы государственного статистического наблюдения: № 11 «Отчет о наличии и движении основных фондов (средств) и других нефинансовых активов», № БМ «Баланс производственной мощности» и др.;
- формы бухгалтерской (финансовой) отчетности;
- регистры бухгалтерского учета по счетам 08 «Вложения во внеоборотные активы», 01 «Основные средства», 02 «Амортизация основных средств», инвентарные карточки учета основных средств;
- паспорт организации, технические паспорта машин и оборудования, данные оперативно-технического учета работы машин и оборудования;
- другие источники информации.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.