Роль комплексного анализа в управлении. Анализ объема производства и продаж продукции (работ, услуг) и его роль в управлении организацией. Анализ обеспеченности организации основными средствами, анализ движения и технического состояния основных средств. Анализ ассортимента и структуры выпускаемой (реализуемой) продукции, анализ качества и конкурентоспособности продукции, страница 36

4) определяется влияние изменения сортности на выпуск продукции:

∆ТП = ∆Цср х Qф

5) выявляются причины снижения качества продукции. Они могут быть производственными, связанными с изготовлением продукции (организационно-технический уровень производства, ритмичность работы, уровень управления и стимулирования труда и т.д.), и независящими от организации (качество исходного сырья материалов и т.д.).

Величина потерь от брака является одной из косвенных оценок качества работы организации. Превышение брака против установленных норм и наличие его в производстве, когда он не планируется, отрицательно характеризует работу организации, уменьшает возможности по выпуску продукции.

Сумма потерь от брака складывается из себестоимости окончательно забракованных изделий и расходов по исправлению брака.

К ходе анализа потерь от брака следует выявить причины его возникновения, изучить динамику потерь от брака и меры по его предупреждению.

Причинами потерь от брака могут быть: плохое качество сырья, неисправность оборудования, нарушение технологии, низкая квалификация рабочих, недостаток контроля и т.д.

Далее определяют влияние потерь от брака на выпуск продукции. Для этого производят расчет стоимости годных изделий, которые можно было бы выпустить, ели бы не было брака, следующим образом:

-          рассчитывают отношение себестоимости окончательного брака к себестоимости годной продукции по сопоставимому кругу затрат в процентах;

-          полученную величину умножают на объем товарной
продукции в ценах, принятых в плане, и делят на 100.

Качество продукции является одним из основных факторов, обеспечивающих ее конкурентоспособность. Под конкурентоспособностью понимают характеристику продукции, которая отличает ее от товара-конкурента как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение.

Оценка конкурентоспособности продукции основывается на исследовании потребностей покупателя и требований рынка. Чтобы товар удовлетворял потребности покупателя, он должен соответствовать определенным параметрам:

-  техническим (свойства товара, область его применения и назначения);

-  эстетическим (внешний вид товара);

-  эргономическим (соответствие товара свойствам человеческого организма);

-  нормативным (соответствие товара действующим нормам и стандартам);

-  экономическим (уровень цен на товар, сервисное его обслуживание, размер средств, имеющихся у потребителя для удовлетворения данной потребности).

В ходе анализа конкурентоспособности продукции сопоставляют параметры анализируемого изделия и товара-конкурента и рассчитывают единичные, групповые и интегральный показатели конкурентоспособности продукции.

Единичные показатели (g) отражают процентное отношение уровня какого-либо технического или экономического параметра (Р) к величине того же параметра продукта- конкурента (Р1О0), принимаемого за 100 %:

g= Р / Р100 х 100.

Групповой показатель (G) объединяет единичные показатели (g i) по однородной группе параметров (технических, экономических, эстетических) с помощью весовых коэффициентов (а i), определяемых экспертным путем:

G =∑ аi х gi

Интегральный показатель (I) представляет собой отношение группового показателя по техническим параметрам (GT ) к групповому показателю по экономическим параметрам (Gэ):

I = GT / Gэ

Если I < 1, то анализируемое изделие уступает образцу, а если I > 1, то оно превосходит изделие-образец или изделие конкурента по своим параметрам.

Кроме рейтинговой оценки конкурентоспособности товаров для определения фактического положения изделия на определенном рынке можно определить долю рынка, контролируемую данной организацией. Чем больше эта доля, тем выше фактическая конкурентоспособность продукции на данном рынке, и наоборот. С этой же целью рассчитывают и такой показатель, как отношение доли, занимаемой организацией на рынке, к доле наиболее крупного конкурента. Если это отношение больше единицы, то доля организации является высокой, если меньше — низкой.