где СРП — себестоимость проданной продукции, работ услуг (полная или производственная).
Как видно из приведенной факторной модели факторами, влияющими на рентабельность продаж, являются выручка от продажи продукции (работ, услуг) и себестоимость проданной продукции (работ, услуг).
Кроме того, в экономическом анализе для оценки эффективности производственной деятельности используется показатель рентабельности продукции (Рпрод), который определяется как отношение прибыли от продаж продукции (работ, услуг) к себестоимости проданной продукции (работ, услуг), полной или производственной:
Рпрод. = Ппр/Српх100%.
Дополняет общий анализ рентабельности продаж анализ рентабельности отдельных видов продукции (работ, услуг), которая определяется как отношение прибыли от продаж: конкретного вида продукции к ее продажной цене.
Анализ рентабельности отдельных видов продукции позволяет установить, благодаря каким изделиям получена дополнительная прибыль или недополучена прибыль по сравнению с планом или предыдущим годом. В случае выявления убыточных или малорентабельных изделий необходимо проанализировать причины и принять меры по повышению рентабельности или замены их более рентабельными.
16. Анализ финансовых результатов. Анализ прибыли от продаж.
Анализ финансовых результатов начинают с изучения общей величины доходов и расходов, которые являются базой формирования финансовых результатов организации и показателей, характеризующих общий финансовый результат.
Основными показателями прибыли являются:
1) валовая прибыль (маржинальная прибыль) – разность между выручкой от продажи продукции (работ, услуг) (без НДС, акцизов) и производственными затратами по проданной продукции (работам, услугам);
2) прибыль от продажи продукции (работ, услуг) – разность между суммой маржинальной прибыли и постоянными расходами (управленческими и коммерческими) отчетного периода;
3) прибыль до налогообложения (общий финансовый результат до налогообложения) – финансовые результаты от продажи продукции (работ, услуг), доходы и расходы от финансовой и инвестиционной деятельности и другие прочие доходы и расходы;
4) чистая прибыль – та часть прибыли, которая остается в распоряжении организации после уплаты всех налогов (с учетом отложенных налоговых активов и обязательств), экономических санкций и прочих обязательных отчислений;
5) распределенная чистая прибыль – та часть прибыли, которая расходуется на выплату дивидендов, персоналу организации или на социальные программы;
6) капитализированная (нераспределенная прибыль) – та часть прибыли, которая направляется на финансирование прироста активов.
Анализ начинают с оценки уровня и динамики прибыли до налогообложения (или бухгалтерской прибыли) и чистой прибыли организации. Анализ проводится на основе данных формы №2 «Отчет о прибылях и убытках», в которой содержатся показатели, характеризующие процесс формирования и динамики прибыли организации. Размер чистой прибыли (Пч) определяется общей величиной доходов (Д) и расходов (Р) организации, которые в ходе анализа можно детализировать, выделив доходы и расходы по обычной деятельности (выручка от продажи продукции, работ, услуг (РП) и полная себестоимость проданной продукции работ, услуг (С)); прочие доходы (Дпр) и расходы (Рпр); налог на прибыль (Нпр):
Пч = РА – С + Дпр – Рпр - Нпр._
Наибольшее влияние на уровень прибыли до налогообложения оказывает прибыль от продаж, формирующаяся по результатам операционной деятельности.
В целом прибыль от продаж (Ппр ) продукции определяется по формуле:
Ппр = РП - С,'
где РП — выручка от продажи продукции (работ, услуг);
С — полная себестоимость проданной продукции (работ, услуг), которая складывается из себестоимости проданной продукции (работ, услуг), коммерческих и управленческих расходов.
Выручка от продажи продукции (работ, услуг) и себестоимость проданной продукции (работ, услуг) являются факторами первого порядка, влияющими на уровень и динамику прибыли от продаж.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.