Дополняет общий анализ объема продажи продукции анализ выполнения договорных обязательств по поставкам продукции.
План по объему продажи с учетом выполнения договорных обязательств считается выполненным, если продукция поставлена всем потребителям в соответствии с хозяйственными договорами. В покрытие недопоставки одним потребителям не зачитывается продукция, поставленная сверх плана другим потребителям. Для оценки выполнения плана по этому показателю из планового объема продажи продукции вычитается сумма недопоставленной продукции по договорам и полученный результат относится к плановому объему продажи.
Анализ выполнения договорных обязательств по поставкам продукции проводится за месяц и нарастающим итогом с начала года в целом по организации, по отдельным потребителям и видам продукции.
Недовыполнение организацией плана по объему продажи по заключенным договорам приводит к уменьшению выручки от продажи, выплате штрафных санкций, что в конечном итоге уменьшает прибыль организации. Кроме того, несоблюдение договорных обязательств по поставкам продукции в рыночных условиях может привести к потерям рынков сбыта продукции, что отрицательно повлияет на деятельность организации.
Далее необходимо выявить внешние и внутренние причины невыполнения обязательств по поставкам продукции.
Общую характеристику выполнения плана по объему выпуска и продажи продукции следует дополнить более детальным анализом выполнения плана по кварталам, по отдельным цехам, производствам.
Анализ динамики объема выпуска и продажи продукции
Анализ динамики объема продукции проводится за ряд лет с использованием показателей, характеризующих ряды динамики — абсолютный прирост, базисные и цепные темпы роста и темпы прироста, среднегодовой темп роста (прироста), абсолютный размер 1% прироста.
Для характеристики динамики объема продукции могут быть использованы показатели товарной продукции и выручки от продажи в текущих (фактических) и в сопоставимых ценах. Приведение показателей в сопоставимый вид требует проведения дополнительных расчетов одним из способов: или путем прямого пересчета с использованием данных о выпуске продукции в натуральном выражении по годам и ценах базисного года по каждому наименованию продукции, или с использованием индексов цен.
Сравнение объема выпуска (объема продажи) в сопоставимых и текущих ценах позволяет выявить влияние ценового фактора на динамику выпуска.
Так, влияние изменения цен на объем выпуска товарной продукции по сравнению с базисным годом можно рассчитать по формуле:
∆ТПц = ТПотч. в т.ц. - ТПотч. в с.ц.
в то же время влияние изменения натурального объема выпуска определяется по формуле:
∆ТП = ТПотч. в с.ц. - ТПбаз. в с.ц.
где ТПбаз в с.ц. — объем выпуска товарной продукции в базисном году в сопоставимых ценах;
ТПотч.в с.ц. — объем выпуска товарной продукции в отчетном году в сопоставимых ценах;
ТПотч — объем выпуска товарной продукции в отчетном году в текущих ценах.
Далее следует провести более глубокий анализ использования производственных мощностей, загрузки оборудования, возможностей расширения рынка сбыта продукции, сырьевой базы и других факторов в целях поисках резервов увеличения объема выпуска и продажи продукции.
При исследовании динамики объема производства и продажи за ряд лет важной задачей анализа является выявление факторов, экстенсивных или интенсивных, которые влияют на изменение объема производства, а, следовательно, и продажи продукции.
Экстенсивным фактором увеличения объема производства является количество использованного производственного ресурса (основных фондов, трудовых ресурсов, предметов груда), которые соответственно выражаются в следующих показателях: среднегодовая стоимость основных производственных фондов (ОПФ), среднесписочная численность производственного персонала (Чпп), сумма затрат предметов груда (МЗ).
Интенсивным фактором является эффективность использования производственных ресурсов, которая характеризуется следующими показателями — фондоотдача (Фо), производительность труда (ПТ), материалоотдача (Мо). В ходе анализа влияния факторов и выявления резервов увеличения выпуска и продажи продукции:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.