Роль комплексного анализа в управлении. Анализ объема производства и продаж продукции (работ, услуг) и его роль в управлении организацией. Анализ обеспеченности организации основными средствами, анализ движения и технического состояния основных средств. Анализ ассортимента и структуры выпускаемой (реализуемой) продукции, анализ качества и конкурентоспособности продукции, страница 2

- оценка выполнения договорных обязательств по поставкам продукции;

- оценка ритмичности производства и продажи продукции;

выявление степени влияния основных факторов на показатели объема производства и продажи продукции;

- выявление резервов увеличения объема выпуска и продажи продукции, улучшения ее качества и ассортимента, обеспечения ритмичности ее производства и продажи;

- разработка мероприятий по реализации выявленных резервов.

Источники информации:

1) бизнес-планы, производственные программы, товарные стратегии, оперативные планы производства и отгрузки продукции;

2) формы федерального статистического наблюдения: № 1-предприятие «Основные сведения о деятельности организации, № 1-I натура «Сведения о производстве и отгрузке продукции», № П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг» (месячная) и др.;

3)форма № 2 бухгалтерской (финансовой) отчетности «Отчет о прибылях и убытках»;

4)данные регистров бухгалтерского учета по счетам 40 «Выпуск продукции», 43 «Готовая продукция», 45 «Товары отгруженные», 90 «Продажи»;

5) данные оперативного учета;

6) хозяйственные договоры с покупателями продукции;

7)другие источники информации.

Общая оценка выполнения плана по объему выпуска и продажи продукции

Для характеристики объема продукции используют натуральные, условно-натуральные, стоимостные показатели, показатели в единицах трудоемкости.

Обобщающими показателями, характеризующими объемы производства и продажи продукции, являются стоимостные показатели, которые определяются в текущих (фактических) или сопоставимых ценах.

Объем производства продукции характеризуется объемом выпуска валовой продукции (ВП) и товарной продукции (ТП).

Объем продажи - самый обобщающий показатель объема продукции в условиях рынка, характеризуется выручкой от продажи продукции (или объемом реализованной продукции) (РП).

Стоимостные показатели могут быть рассчитаны в текущих (фактических), плановых, сопоставимых (фиксированных) ценах.

Анализ начинается с общей оценки выполнения плана по объему выпуска и продажи продукции, в ходе которого необходимо:

- дать характеристику изменения каждого показателя по сравнению с планом и предыдущим годом, определяя абсолютное отклонение от плана выручки от продажи (реализованной продукции) и выпуска товарной продукции; процент выполнения плана по объему продаж и объему выпуска товарной продукции; темп роста по отношению к предыдущему году;

- раскрыть взаимосвязь показателей и выявить причины отклонений.

Выполнение плана по объему продажи зависит от выполнения плана по объему выпуска товарной продукции (ТП) и изменения остатков нереализованной продукции на начало (НПнач) и конец (НПкон) анализируемого периода, что следует из формулы баланса товарной продукции:

РП = НПнач. + ТП — НПкон. = ТП - ДНП

Объем продажи продукции характеризуется объемом продукции отгруженной покупателем, выручка от которой признана в бухгалтерском учете в соответствии с требованиями ПБУ 9/99 «Доходы организации». Причинами изменения остатков нереализованной продукции могут быть:

- изменение остатков готовой продукции на складах;

- изменение остатков отгруженной продукции, право собственности на которую не перешло покупателям, или не выполнены другие условия признания выручки от продажи.

Для анализа влияния факторов на выполнение плана по объему продажи целесообразно использовать следующие данные: остатки готовой продукции на складах на начало года, остатки отгруженной, но нереализованной продукции на начало года, выпуск товарной продукции, остатки готовой продукции на складах на конец года, остатки отгруженной, но нереализованной продукции на конец года, объем продажи продукции; при этом могут использоваться показатели в плановых или действующих отпускных ценах или в оценке по себестоимости.

Далее необходимо более детально проанализировать причины увеличения остатков нереализованной продукции.

Аналогично проводится анализ влияния указанных факторов на объем проданной продукции по сравнению с показателями предыдущего года.