Профессиональные требования к специалистам в области маркетинга. Портрет маркетолога. Проблемы адаптации маркетолога на предприятии

Страницы работы

22 страницы (Word-файл)

Содержание работы

ТЕМА: Профессиональные требования к специалистам в области маркетинга. Портрет маркетолога. Проблемы адаптации маркетолога на предприятии.

ЗАДАНИЕ: Внимательно прочитайте материал 3-х приведенных ниже отрывков из книг и статей и ответьте на предложенные вопросы.

Статья (сокращенный вариант):

Дьячков Н.Ф. Маркетолог на фирме,

 проблема адаптации

……………………………………………………………………………………………………..

Маркетолог должен понимать следующее:

w  его основной задачей не является доказательство того, что фирма устроена неправильно, а принципы ее работы не соответствуют какой-либо теории (маркетинга, управления и т.д.);

w  его основная задача — помочь этой реальной фирме, со всеми ее недостатками и особенностями, выжить и развиться в этой реальной рыночной среде, которая ее окружает и частью которой она является;

w  в центре внимания маркетолога должны быть:

-  стратегические подразделения фирмы, так как они напрямую связаны с рынком, и весь маркетинг фирмы проходит через них;

-  технические подразделения фирмы, ибо эффективность их работы — это базис всей маркетинговой деятельности фирмы, и, следовательно, без них ни о каком маркетинге говорить не приходится;

-  менеджерский корпус, так как он является носителем маркетинговой идеологии фирмы, с одной стороны, и тормозящей силой этого развития – с другой;

-  рядовые сотрудники структурных подразделений, потому что непосредственно от их работы зависит маркетинг фирмы, а эффективность этой практической деятельности, в свою очередь, определяется степенью их удовлетворенности фирмой как средством достижения целей;

-  руководство, так как его психологические установки, характеры и истинные цели в отношении фирмы напрямую связаны с процессом формирования внутрифирменной структуры, что оказывает непосредственное влияние на эффективность деятельности фирмы.

Кроме этого маркетолог должен понимать, что:

w  сложившаяся структура фирмы оптимальна, потому что является компромиссом, учитывающим всю сумму наличных интересов: эта структура фирмы в целом устраивает всех, даже если вслух провозглашается обратное;

w  формальная структура фирмы, выраженная в совокупности ее структурных подразделений, лишь частично отражает принцип действительного устройства фирмы;

w  изменения формальной структуры фирмы не приведут к существенному изменению эффективности ее работы;

w  изменение неформальной структуры управления фирмой – процесс длительный и не зависит от воли вовлеченных в него участников;

w  изменения должны происходить на фирме эволюционным путем, т.е. без резких «движений»;

w  без изменения психологических установок руководства, менеджеров и персонала фирмы все предлагаемые реформы будут бесполезны даже при всеобщей поддержке;

w  прямые указания на недостатки работы руководителей фирмы невозможны в силу особенностей их психологического настроя и могут привести к тому, что в лучшем случае, на маркетолога перестанут обращать внимание;

w  прямые указания на недостатки работы тех или иных подразделений не приведут к существенным изменениям в характере работы фирмы, а лишь создадут атмосферу, в которой эффективная работа маркетолога станет невозможной;

w  попытки воздействовать силой убеждения на руководителей структурных подразделений, в лучшем случае, приведут к вежливому согласию с мнением маркетолога, но не изменят взгляды этих руководителей на то, «как им надо работать»;

w  попытки воздействовать на процесс по официальным каналам в структуре властной вертикали приведут к конфликтам с непредсказуемыми последствиями для всех участников, но для общего дела будут совершенно бесполезны и даже вредны в силу дестабилизации работы фирмы;

w  попытка взять на себя непосредственное управление каким-либо стратегическим направлением в деятельности фирмы, с одной стороны, приведет к сильнейшему кризису в системе управления фирмой, с другой – к изменению статуса маркетолога, т. е. к утере им целостности взгляда на фирму.

Таким образом, маркетолог фактически не имеет возможности непосредственно влиять ни на одного сотрудника фирмы так, чтобы это принесло реальную пользу общему делу.

Но тогда возникает вопрос: «Что же ему следует делать, если всего перечисленного делать не смысла?»

Прежде чем дать ответ, попытаемся понять, какой смысл мы можем вложить в понятие «маркетолог».

Маркетолог и фирма

Когда мы произносим слово «маркетолог», то имеем в виду человека, профессионально занимающимся маркетингом. Но если мы пытаемся понять, что означают слова «заниматься маркетингом», то сталкиваемся с серьезными трудностями.

Если понимать слово marketing как деятельность на рынке, то тогда маркетологом можно назвать любого человека, который действует на рынке с основной целью – заработать деньги.

Если попытаться определить понятие «маркетолог» исходя из понятия «маркетинг фирмы», то мы увидим целый ряд специалистов, занимающихся той или иной частной задачей маркетинга.

Если поискать маркетологов среди руководителей, то мы увидим, что в их деятельности присутствует значительная менеджерская составляющая.

Остались маркетологи-консультанты, которых можно подразделить на две группы — внешние и внутренние.

Похожие материалы

Информация о работе