Часто это осложняется ещё и тем, что первые менеджеры по маркетингу часто приходят в организацию, думая: «Я — Божий дар для этой компании; я покажу этим деревенщинам парочку трюков!» Что они забывают, так это то, о чём говорилось в главе 5, а именно, что решения по поводу «четырёх Р» маркетинга всегда принимаются каким-либо образом, с применением формального маркетинга или без него. И такое отношение не только самонадеянно, но и ошибочно. Независимо от того, демонстрируется ли подобная самонадеянность или нет, «ножи вынимаются и их начинают точить» — на всякий случай.
Однако в течение некоторого времени никто особо не тревожится, так как все знают, что у «менеджера по маркетингу» нет реальной власти. Это обычно подтверждается тем, что у него более низкая зарплата, офис похуже, либо какой-то другой индикатор показывает, что его статус ниже статуса других менеджеров — и он не имеет власти ни над чем, кроме продвижения товаров. Формируется общее мнение: «Пускай он поиграется со своими брошюрками, кто знает, может из этого что-то и выйдет». Жизнь возвращается в нормальное русло.
В течение короткого периода времени всё может идти хорошо, пока «менеджер по маркетингу» тихо делает свою работу, оттачивая лишь те (связанные с продвижением) области, к которым он имеет доступ. И если ни у одного из конкурентов нет ничего подобного, это может «работать». Однако, время не остановить. Далее может произойти одна из двух вещей, каждая — со схожим результатом для «первого менеджера по маркетингу».
Первая альтернатива состоит в том, что «первый менеджер по маркетингу» так и не выходит за пределы областей, связанных с продвижением. Обычно это означает, что — после того, как конкуренты догонят организацию — с продажами перестаёт происходить что-либо примечательное. Следует решение: «Этот человек неэффективен — зачем он нам нужен? Отрубить ему голову!»
К несчастью, другая альтернатива, при которой менеджер по маркетингу действительно пытается сделать что-то, ещё хуже. Опять, работа (лишь) в области продвижения товаров не приносит видимых результатов. Но в этом сценарии менеджер по маркетингу, наконец, осознаёт ограничения подхода, сфокусированного исключительно на продвижении, шатаясь, отступает назад, и, побитый и истекающий кровью, заявляет: «Я не могу больше так работать».
Подобно котам, окружающим свою добычу, «немаркетинговые» менеджеры воспользуются этой возможностью перерезать горло своему коллеге, спросив: «… и почему же?» В этот момент менеджер по маркетингу может, проявив честность в неподходящий момент, выпалить фатальные слова: «Потому что то, что мы производим — мусор!»
Обычно это — самая неудачная формулировка! Менеджер на самом деле имеет в виду, что что-то, что не находится под его контролем, делается не так, как хотят покупатели — либо в товар необходимо внести изменения, либо цена слишком высока, либо до места продажи трудно добраться и так далее.
Всё это может быть так. Но это является критикой людей, ответственных в данный момент за соответствующие направления. То, что производит организация и то, как она это делает, не определяется волей случая — кто-то делает это именно таким образом. И здесь этот выскочка-маркетолог не только осмеливается сказать: «Король голый», — но и подразумевает, что ему следует дать полномочия внести соответствующие изменения! С этого момента дни менеджера по маркетингу сочтены. И то, как он погибнет, вполне можно предсказать.
Те, кто недоволен менеджером по маркетингу, не могут открыто атаковать его, так что они ждут возможности сыграть на слабостях, которыми, скорее всего, обладает менеджер, и характер которых зависит от того, какой менеджер был нанят.
Чаще всего, если у крупного работодателя нет менеджера по маркетингу, то это означает, что он, вероятно, принадлежит к отрасли, которая также не является «передовой» в этом плане. Так что маловероятно, что на эту позицию найдутся кандидаты, у которых есть как опыт работы в данной отрасли/ по данной специальности, так и опыт проведения маркетинга.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.