Профессиональные требования к специалистам в области маркетинга. Портрет маркетолога. Проблемы адаптации маркетолога на предприятии, страница 10

Часто это осложняется ещё и тем, что первые менеджеры по маркетингу часто приходят в организацию, думая: «Я — Божий дар для этой компании; я покажу этим деревенщинам парочку трюков!» Что они забывают, так это то, о чём говорилось в главе 5, а именно, что решения по поводу «четырёх Р» маркетинга всегда принимаются каким-либо образом, с применением формального маркетинга или без него. И такое отношение не только самонадеянно, но и ошибочно. Независимо от того, демонстрируется ли подобная самонадеянность или нет, «ножи вынимаются и их начинают точить» — на всякий случай.

Однако в течение некоторого времени никто особо не тревожится, так как все знают, что у «менеджера по маркетингу» нет реальной власти. Это обычно подтверждается тем, что у него более низкая зарплата, офис похуже, либо какой-то другой индикатор показывает, что его статус ниже статуса других менеджеров — и он не имеет власти ни над чем, кроме продвижения товаров. Формируется общее мнение: «Пускай он поиграется со своими брошюрками, кто знает, может из этого что-то и выйдет». Жизнь возвращается в нормальное русло.

В течение короткого периода времени всё может идти хорошо, пока «менеджер по маркетингу» тихо делает свою работу, оттачивая лишь те (связанные с продвижением) области, к которым он имеет доступ. И если ни у одного из конкурентов нет ничего подобного, это может «работать». Однако, время не остановить. Далее может произойти одна из двух вещей, каждая — со схожим результатом для «первого менеджера по маркетингу».

Почему «первого менеджера по маркетингу» увольняют

Первая альтернатива состоит в том, что «первый менеджер по маркетингу» так и не выходит за пределы областей, связанных с продвижением. Обычно это означает, что — после того, как конкуренты догонят организацию — с продажами перестаёт происходить что-либо примечательное. Следует решение: «Этот человек неэффективен — зачем он нам нужен? Отрубить ему голову!»

К несчастью, другая альтернатива, при которой менеджер по маркетингу действительно пытается сделать что-то, ещё хуже. Опять, работа (лишь) в области продвижения товаров не приносит видимых результатов. Но в этом сценарии менеджер по маркетингу, наконец, осознаёт ограничения подхода, сфокусированного исключительно на продвижении, шатаясь, отступает назад, и, побитый и истекающий кровью, заявляет: «Я не могу больше так работать».

Подобно котам, окружающим свою добычу, «немаркетинговые» менеджеры воспользуются этой возможностью перерезать горло своему коллеге, спросив: «… и почему же?» В этот момент менеджер по маркетингу может, проявив честность в неподходящий момент, выпалить фатальные слова: «Потому что то, что мы производим — мусор!»

Обычно это — самая неудачная формулировка! Менеджер на самом деле имеет в виду, что что-то, что не находится под его контролем, делается не так, как хотят покупатели — либо в товар необходимо внести изменения, либо цена слишком высока, либо до места продажи трудно добраться и так далее.

Всё это может быть так. Но это является критикой людей, ответственных в данный момент за соответствующие направления. То, что производит организация и то, как она это делает, не определяется волей случая — кто-то делает это именно таким образом. И здесь этот выскочка-маркетолог не только осмеливается сказать: «Король голый», — но и подразумевает, что ему следует дать полномочия внести соответствующие изменения! С этого момента дни менеджера по маркетингу сочтены. И то, как он погибнет, вполне можно предсказать.

Как устраняются «первые менеджеры по маркетингу»

Те, кто недоволен менеджером по маркетингу, не могут открыто атаковать его, так что они ждут возможности сыграть на слабостях, которыми, скорее всего, обладает менеджер, и характер которых зависит от того, какой менеджер был нанят.

Чаще всего, если у крупного работодателя нет менеджера по маркетингу, то это означает, что он, вероятно, принадлежит к отрасли, которая также не является «передовой» в этом плане. Так что маловероятно, что на эту позицию найдутся кандидаты, у которых есть как опыт работы в данной отрасли/ по данной специальности, так и опыт проведения маркетинга.