Следовательно, подбор персоналии маркетолога имеет крайне важное для фирмы значение. Если маркетолог не обладает необходимыми личными качествами, это может принести значительный вред всей фирме.
Для того чтобы помочь руководителям в этом вопросе, мы постараемся, с точки зрения маркетолога, «нарисовать портрет» человека, который может быть маркетологом потенциально.
Это человек, который:
w не склонен манипулировать людьми;
w принципиален, честен;
w не боится отвечать за свои слова;
w не поддается чужому влиянию;
w способен выдерживать психологический прессинг группового давления;
w не боится оказаться непонятым;
w ясно формулирует свои мысли;
w не стремится управлять фирмой;
w обладает четко выраженными аналитическими способностями;
w добровольно согласен оставаться в тени процесса работы фирмы;
w заинтересован материально.
Кроме того, он должен обладать профессиональными навыками в области маркетинга и понимать основные принципы работы всех подразделений фирмы, хорошо разбираться в психологии. Особо отметим, что ни при каких обстоятельствах руководитель или владелец фирмы не должен использовать маркетолога в качестве источника информации о внутрифирменных отношениях на уровне межличностных контактов.
Представим себе фирму (без маркетолога) как идеальную структуру. Предположим, что все ее сотрудники составляют идеальный коллектив, работают прилежно, заинтересованы в процветании фирмы, получают достойное материальное вознаграждение, социально защищены, их амбиции и социальные требования полностью удовлетворены.
Однако, с точки зрения маркетинга, всего этого недостаточно, чтобы эта идеальная фирма была жизнеспособной на рынке.
Основная проблема заключается в том, что в силу своего специализированного положения каждый сотрудник фирмы видит только часть проблемы, а не проблему (фирма на рынке) в целом. Поэтому никто из них не может ответить на вопрос – правильно ли действует фирма, делает ли она именно то, что нужно. При ответе на него не помогают ни исследования, ни мониторинг внутренних продаж, ни анализ рынка, никакие другие виды анализа.
Такая идеальная фирма всегда будет находиться в одном из двух состояний:
w либо вследствие сомнений действовать с запозданием и, следовательно, менее эффективно, чем возможно;
w либо в силу самоуверенности работать не в том направлении, которого требует рынок (окружающая среда), и, следовательно, менее эффективно, чем возможно.
Остается, правда, вопрос — почему же идеальный руководитель рассматриваемой нами идеальной фирмы не может определить правильное направление развития фирмы?
Ответ достаточно прост: идеальный руководитель фирмы при всей своей идеальности все же остается человеком и, следовательно, не способен оценивать себя адекватно, превращаясь либо сомневающегося, либо в самоуверенного субъекта. Для такой оценки ему необходимо «неискажающее зеркало», в котором он может увидеть себя самого с собственными взглядами в системе своей фирмы и в системе рынка. Функцию такого «зеркала» выполняет маркетолог. Однако маркетолог при всей своей профессиональной идеальности остается человеком и, следовательно, не способен адекватно себя оценивать. Но особой необходимости в этом и нет, так как у нас есть идеальный руководитель, который сможет оценить степень неадекватности маркетолога и сделать нужные поправки к его предложениям.
Таким образом, для идеальной деятельности идеальной фирмы на рынке необходима связка «идеальный руководитель — идеальный маркетолог», которые путем взаимной оценки устраняют проблему неадекватной самооценки каждого из них в отдельности и тем самым способны генерировать идеальный процесс принятия управленческих решений, то есть идеально управлять идеальной фирмой.
Понятно, что когда все элементы системы не идеальны, то основная проблема фирмы только усугубляется, но не исчезает.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.