Профессиональные требования к специалистам в области маркетинга. Портрет маркетолога. Проблемы адаптации маркетолога на предприятии, страница 2

Внешние консультируют, но не работают на фирме. Их участие в маркетинге фирмы ограничено, и поэтому они не могут в полной мере назваться маркетологами фирмы.

Внутренние консультанты работают в фирме, но при этом обычно занимаются еще какой-то частной задачей, т.е. в «чистом виде» они встречаются крайне редко, к тому же их влияние на маркетинг фирмы ограничено, так как они не имеют возможности управлять структурными подразделениями фирмы.

Таким образом, пытаясь найти маркетолога на рынке, мы все время сталкиваемся с определенными «но». Однако, может быть, мы зря ищем, может быть, это вовсе и не важно, есть маркетологи на рынке или нет. Для того чтобы ответить на этот вопрос, «вывернем» проблему «наизнанку» и спросим: «Существует ли в реальном бизнесе функция, которую некому выполнять, кроме маркетолога?»

Если такой функции нет, то мы можем успокоиться и сказать, что «мир несовершенен, ибо слово есть, а человека нет». Но, если мы ее найдем, то, следовательно, найдем основание для существования маркетологов как класса работников с конкретным кругом обязанностей.

Чтобы решить эту задачу, рассмотрим следующую ситуацию. В фирму приглашается внутренний консультант в области маркетинга, имеющий базовое образование по специальности маркетинг. Это значит, что он рассматривает рыночную деятельность и рыночные отношения с точки зрения «концепция маркетинга».

Перед ним в самом общем виде ставится задача. Например, правильные или неправильные действия предпринимают руководители фирм в ходе своей профессиональной деятельности — при управлении фирмой.

Объяснив ему задачу, руководитель, как это принято, представляет его руководителям структурным подразделениям, ведущим сотрудникам фирмы и говорит, возможно, следующее: «Теперь у нас на фирме работает маркетолог, который занимается маркетингом».

Занимательно наблюдать, как морщатся руководители и сотрудники стратегических подразделений фирм, когда слышат слово «маркетолог».

Такая реакция справедлива по сути, но ошибочна в предпосылке. Объясним в чем дело.

Руководители и сотрудники стратегических подразделений иногда осознанно (а во многих случаях подсознательно) понимают (чувствуют), что они занимаются самым настоящим маркетингом, то есть практической деятельностью на рынке, поэтому резко отрицательно относятся к тому, что их кто-нибудь учил, как работать, кроме непосредственных руководителей. И когда вдруг на фирме появляется маркетолог, они сразу же чувствуют, что сейчас их начнут учить и искать ошибки. Они настораживаются, «закрываются» и предпочитают не общаться с маркетологом — от греха подальше. Тем более что их личное материальное благополучие и успех, как благосклонность руководства, зависит от этих самых ошибок, которые были, есть и будут, так как их работа – это практика, а практики без ошибок не бывает.

Но в этом-то «учить» и заключается ошибочная предпосылка руководителей и сотрудников стратегических подразделений, так как учить их маркетолог не должен и указывать на ошибки – тоже. Если маркетолог попытается это сделать, то, значит, он либо не опытный, то есть владеет только теоретическими знаниями, либо под «маской» маркетолога хочет скрыть свои амбиции менеджера.

Но тогда через определенный промежуток времени на фирме возникает вопрос: «А что же делает маркетолог?»

Вопрос правомерный и для маркетолога неприятный. А в условиях бизнеса, где деньги никому никто просто так не платит, я бы даже сказал – опасный, так как затрагивает его личный интерес.

Действительно, если посмотреть внимательно, то вся маркетинговая деятельность распределена между стратегическими подразделениями. Любые важные решения принимают высшим руководством с привлечением их руководителей. Вопросы технических подразделений составляют основу всей деятельности фирм, и без их удовлетворительного решения разговор о маркетинге даже начинать не стоит.

Так в чем же заключается основная задача маркетолога на фирме?