Профессиональные требования к специалистам в области маркетинга. Портрет маркетолога. Проблемы адаптации маркетолога на предприятии, страница 5

Таким образом, руководитель часто не имеет возможности провести объективное обсуждение интересующей его проблемы, потому что участвующие в совещании сотрудники либо вследствие узкой специализации обладают информацией только в рамках своей сферы действий, либо не хотят высказываться откровенно, так как считают, что это может повредить их личным интересам. А поскольку принимать решение приходится постоянно, и совещания созываются регулярно, то постепенно они превращаются в своего рода «игры в слова», где каждый участник надевает «маску» и исполняет определенную роль.

Любой руководитель любой фирмы в той или иной степени в своей работе сталкивается с подобными ситуациями. Ему необходимо принять решение, он обращается за советом к своим подчиненным, но те уходят от ответа, не желая рисковать, и оставляют руководителя с проблемой один на один.

Именно в такой ситуации руководителю должен помочь маркетолог, ибо он, как и руководитель, видит обсуждаемую проблему в целом, и, кроме того, его прямой функциональной обязанностью является определение степени влияния принимаемых решений на жизнеспособность фирмы.

Когда обсуждаемая проблема имеет определяющее значение ,и ее непременно надо обсуждать, а специфические особенности внутренней среды фирмы не позволяют сделать этого, маркетолог обязан четко обосновать свой взгляд на ситуацию. Высказанное маркетологом мнение станет «катализатором» диспута, и вокруг него начнется серьезное обсуждение интересующей руководителя проблемы.

Высказывая собственное мнение, он может управлять процессом обсуждения любой важной проблемы, следя за тем, чтобы были затронуты все ее основные аспекты. Тем самым он способствует тому, что проблемы ,стоящие перед фирмой, осмысливаются руководством фирмы более детально, что приводит к принятию своевременных и взвешенных решений. А это, в свою очередь, значительно повышает конкурентоспособность фирмы на рынке.

Таким образом, основная задача маркетолога и сам процесс его деятельности скрыты от других сотрудников фирмы, ибо 95% его работы представляют собой процесс отбора и анализа поступающей информации, происходящий в сознании маркетолога.

 Кроме того, вся деятельность маркетолога (кроме мониторинга) происходит тогда, когда практическая деятельность фирмы в предполагаемом направлении еще не началась, т.е. существует разрыв во времени между его деятельностью и деятельностью всех остальных сотрудников фирмы.

Например, маркетолог собрал информацию ,проанализировал и осознал ситуацию, сформулировал проблему, высказал рекомендации, идеи или что-либо подобное. Руководители фирмы, которые, кстати сказать, также все время думают в том же направлении, восприняли идею (если она показалась им плодотворной) и начали ее реализацию. Но маркетолог за это время уже «ушел вперед», т.е. не участвует (или почти не участвует) в практическом воплощении принятой идеи и т.д. Поэтому его деятельность может быть почти незаметной для большинства сотрудников фирмы.

Еще раз уточним ,что работа фирмы — это коллективный процесс, поэтому на любом его этапе проявляется вклад всех сотрудников. Вклад маркетолога — одна из многих составляющих общего результата и вне контекста действий других людей просто не имеет смысла. Поэтому вопрос об «авторстве идеи» или «первопричине успеха» вообще не стоит и никак не влияет на полезную составляющую внутрифирменной активности.

Однако не следует забывать, что при всей своей внешней незаметности, деятельность маркетолога может значительно влиять на состояние фирмы, для этого имеются все условия:

w  маркетолог имеет прямой выход на первое лицо фирмы и принимает активное участие  в процессе принятия важных управленческих решений;

w  он обладает комплексной информацией о фирме и рынке;

w  маркетолог принимает активное участие в процессе принятия важных управленческих решений;

w  мнение маркетолога всегда принимается во внимание руководством фирмы.