Автоматизация процесса прокалки кокса во вращающихся печах (Отчет по производственной практике), страница 28

-  оборудование МНР устройствами автоматического контроля за состоянием изоляции стыковочного устройства.

Все работающие обеспечиваются бесплатной спецодеждой, спецобувью, другими средствами индивидуальной защиты [9]. Например, шихтовщику ЦАМа согласно типовых норм положено: костюм х/б (срок носки – 15 месяцев); куртка х/б на утепленной прокладке (36 месяцев); сапоги кирзовые (15 месяцев); каска, подшлемник (24 месяца); очки защитные (до износа); рукавицы комбинированные (1 месяц); респиратор защищающий от пыли (1 смена); наушники противошумные (дежурство); перчатки резиновые (1 месяц); респиратор, защищающий от органических паров и аэрозолей (1 неделя).

4  РЕШЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ

Экологические проблемы появились вместе с заводом, и их значение возрастало по мере увеличения объема производства, поскольку процесс получения алюминия электролизом криолитоглиноземного расплава сопровождается выделением пыли, фторида водорода, фторсодержащих солей, сернистого ангидрида, окиси углерода, смолистых погонов и других загрязняющих веществ, вредных для здоровья человека.

Большое количество загрязнений поступает в воздушную среду корпусов электролиза при разгерметизации укрытия электролизеров, связанной с их обработкой, а также при ухудшении работы газоотсасывающих систем. Содержание вредных примесей в воздушном бассейне промплощадки алюминиевого завода и прилегающей к ней зоны во многом обусловлено эффективностью работы газоочистительных устройств: их коэффициентами полезного действия (КПД) и полезного использования по времени (КПИ).

На КрАЗе за прошедшие годы совместно с ВАМИ проделана большая работа по модернизации конструкции электролизеров ВТ, совершенствованию технологии процесса, обрабатывающей техники и организации труда, повышению квалификации кадров и технологической дисциплины, внедрению систем контроля, усилению материальной и дисциплинарной ответственности за экологические нарушения.

В 70-е годы была упорядочена работа всех дымососных систем за счет внедрения контроля разрежения и температуры газов, поступающих на газоочистку, что позволило четко разделить ответственность за состояние воздушной среды на рабочих местах в цехах электролиза.

В течение 70-х и 80-х годов реконструированы все газоочистные сооружения завода. В результате проведения этой работы газоочистные установки завода вышли на проектные показатели по  КПД и КПИ.

В 80-е годы была завершена модернизация электролизеров устаревших конструкций на более совершенные. Значительно улучшена технология, главным образом за счет применения анодной массы с пониженным содержанием связующего, что обеспечило сокращение выбросов смолистых веществ, в том числе бенз(а)пирена, через фонари корпусов на 60 %, на заводе внедрена система дисциплинарной и материальной ответственности за экологические нарушения в корпусах электролиза, действующая с некоторыми изменениями и поныне.

В 90-е годы наряду с совершенствованием технологического режима и улучшением контроля продолжались работы по выбору рациональной конструкции горелочного устройства, поиску более эффктивной аппаратуры и технологии очистки газов.

В 1996-1997 годах в корпусе № 19 завода был реализован проект Кайзер – КрАЗ- ВАМИ. Внедрение «сухой» газоочистки фирмы «Проседэр» в корпусе электролиза № 19 показало, что она достаточно сложна и требует более строгого отношения к соблюдению технологического режима [6]. На сегодняшний день «сухая» газоочистка внедрена в корпусах № 19, 20, 5 и вводится в 6 корпус.

Благодаря осуществлению всего комплекса мероприятий суммарные выбросы вредных веществ на КрАЗе снизились в 1997 году до 85,9 тыс. тонн по сравнению со 109 тыс. тонн в 1990 году (сокращение примерно на 21 %). Тем не менее эти объемы еще превышают значения предельно допустимых выбросов (ПДВ), установленных для завода – примерно 53,7 тыс. тонн в год.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ