Стратегия разрешения ситуации многообразия сводится к системному анализу группы явлений, идентификации их механизмов.
3.6 Гипотеза
Один из классиков философии XIX века Ф. Энгельс определяет гипотезу как форму развития естествознания. Научное исследование начинается с постановки проблемы. Проблема вырастает из существующего знания как своеобразное его дальнейшее продолжение. Основой постановки проблемы являются имеющиеся научные знания и факты. Решение проблемы предстает в виде теории, а необходимым звеном в создании теории является гипотеза. Научная гипотеза должна удовлетворять следующим условиям:
1) обязательное соответствие основной массе фактического материала, для объяснения которого она выдвигается;
2) принципиальная проверяемость гипотез. Практика – критерий истины. Если из гипотезы не вытекают следствия, которые могут быть подтверждены практикой, то такая гипотеза либо должна быть отвергнута, либо она может иметь склонность к усовершенствованию. Следует отметить, что речь идет здесь не о фактической проверке, а принципиальной проверке. Так при современном состоянии техники и развитии физики мы не можем обнаружить кварки экспериментально, однако гипотеза кварков успешно работает в теории элементарных частиц;
3) надежность гипотезы. Под надежностью гипотезы понимается ее способность противостоять распаду при расширении ее предметной базы и включении в анализ на ее основе новых фактов. Примером устойчивых гипотез является планковская гипотеза квантов лучистой энергии, она не только выстояла под натиском новых фактов, но и сама из теоретического построения превратилась в научно установленный факт.
Примером прямо противоположного типа является выдвинутая в свое время гипотеза искусственного происхождения спутников Марса. Эта гипотеза не имела достаточной предметной базы и была основана на соображениях, которые допускали неоднозначную интерпретацию. Все дальнейшие данные, полученные на основе исследований системы Марс – спутники Марса с помощью космических аппаратов, привели к полной катастрофе гипотезы.
Иногда имеют место ситуации, когда наблюдаемое явление может быть объяснено в рамках нескольких гипотез. Это затрудняет превращение гипотезы в теорию. Так гипотеза теплорода помогала на каком-то этапе формированию учения о теплоте, а потом сама стала тормозом развития теории. Аналогичная ситуация складывалась с гипотезой эфира.
Как правило, гипотеза проходит три стадии развития:
1) накопление фактического материала и формирование на его базе гипотезы;
2) разработка на основе гипотезы возможных следствий;
3) проверка полученных выводов на практике и уточнение определяющих положений гипотезы.
Чем больше подтвержденных опытом следствий получено из данной гипотезы, тем более жизнеспособной и конкурентоспособной она является. Такая гипотеза становится основой теории.
В процессе проверки гипотезы нередко могут быть сделаны открытия. Так в начале нашего века была выдвинута гипотеза, что источником ионизации атмосферного воздуха является радиоактивное излучение тела Земли. Но тогда в соответствии с этой гипотезой из-за поглощения радиоактивных излучений слоями воздуха степень ионизации снижалась бы с высотой. Однако, опыт дает прямо противоположный результат. Отсюда следует, что источник ионизации атмосферного воздуха находится вне Земли. Так были открыты космические лучи – потоки частиц высоких энергий, попадающих на Землю из глубин мирового пространства.
В наше время в научно-исследовательской работе утвердилась практика множества гипотез. В этой обстановке складывается ситуация их конкуренции. Исследователь свободен от необходимости подгонять факты под одну гипотезу.
В методологическом плане гипотеза как форма научного мышления тесно взаимосвязана с основными логическими приемами получения умозаключений – индукцией и дедукцией.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.