Задания и методические указания для разработки раздела в дипломных проектах по дисциплине «Безопасность в чрезвычайных ситуациях»: Учебное пособие, страница 25

·  привести основные параметры ударной волны, их воздействие на сооружения, единицы измерения, зависимость между значениями параметров ударной волны взрыва [9, с 41, 42];

·  изложить свойства взрывоопасного вещества, указанного в исходных данных [9, с 43- 45];

·  дать характеристику зон очага взрыва [9, с 43, рис. 3.4];

2. Определение объемов разрушений и восстановительных работ

Ориентировочные объемы разрушений земляного полотна при взры­ве вагонов и цистерн могут быть определены исходя из опыта Великой Отечественной войны, когда подрывание подвижного состава с боеприпа­сами и ВМ использовалось для разрушения земляного полотна, а также ис­ходя из анализа последствий аварийных взрывов вагонов с ВМ в составе поезда (Арзамас-1, Свердловск и др.).

Опыт показал, что образовавшиеся при взрывах в земляном полотне бреши имели длину Lбр, равную протяженности взорвавщегося подвижного состава плюс по 6 м с каждой стороны при взрыве одного вагона, по 12 м - при взрыве двух и по 13 м - при взрыве трех вагонов. Глубина бреши Нбр зависела от состояния грунта в насыпи и составляла от 6 до 10 м. При ориентировоч­ном подсчете объемов земляных работ разницей между взрывом вагонов с ВМ и цистернами с жидким топливом и УВГ можно пренебречь. При оп­ределении длины бреши Lбр можно принять длину четырехосного вагона с ВМ по осям автосцепок, равной 14,7 м, а цистерн с жидким топливом и УВГ-12м.

Для определения объема земляных работ по засыпке бреши вычер­чиваются продольный профиль сохранившейся насыпи и поперечный профиль насыпи, отсыпаемой в бреши (рис. 1).


Рис.1

а) продольный профиль сохранившейся насыпи;

б) поперечный профиль насыпи, отсыпаемой в бреши.

1- отсыпаемая насыпь; 2 - сохранившаяся часть земляного полотна.

Объем насыпи, отсыпаемой в бреши, можно определить приблизительно по формуле:

Vбр=(В+Нбр· nHбр· Lбр, м3                                                           (1)

где В   - ширина земляного полотна поверху на однопутном ж.д. учас-тке, м (для обычных грунтов при временном восстановлении В = 5м);

Нбр - глубина бреши (высота отсыпаемой насыпи), м;

п-показатель заложения откосов (для насыпи высотой до 6 м п= 1,5);

Lбр -  длина бреши, м.

Расчет объемов разрушений линейных элементов - верхнего строе­ния пути (в.с.п.), состава поезда, воздушных линий связи (ВЛС) и контакт­ной сети (КС) производится по методике, представленной в [9, с. 114, 115]*. Предельные значения ΔРФ, при превышении которых наступают сильные, средние и слабые разрушения указанных сооружений, берутся из [9, табл. 3.3, с. 52]. Соответствующие им предельные значения расстояний Rопределяются по графику зависимости ΔРФ =f(R)*. Этот график необ­ходимо построить для массы взрывоопасного вещества, указанного в ис­ходных данных, с использованием закона подобия взрывов и таблиц: для ГВС [9, табл.3.2], для ВМ [9, табл.3.1, с. 45], а для УВГ  с использованием графика  [9, с 46].

Результаты расчета сводятся в табл.2.

Таблица 2

Таблица результатов расчета

Наименование сооружения

Предельные  значения

, превышение которых вызывает си-льную, среднюю и слабую степень

разрушения, кПа

Расстояния R, на которых

вызывают сильную, среднюю и слабую степень разрушения,

м

Объемы

разрушений

различной

степени,

м

1. Вагоны (цистерны) в

составе поезда

2.     Железнодорожный

путь

3. Контактная сеть

RC =

LC=

RCP =

LCР

RСЛ =

LСЛ

Для каждого линейного сооружения вычерчивается схема с указа­нием радиусов и протяженности разрушений (рис. 1).

                                                                          RСЛ =

 


                          RCP=                 RС

 


   Слаб        Сред       сильные +полн. разрушения    Сред        Слаб

LСЛ         LCРLCLCРLСЛ