Используя материал [9, с. 91, 92], необходимо раскрыть природу возникновения ЭМИ, оценить его возможную зону действия, отрицательное воздействие на элементы электросистем.
Расчет устойчивости электросистем к воздействию ЭМИ сводится к сравнению наводимых в них напряжений во время взрыва с допустимыми напряжениями на удалении радиуса функционирования Rф, рассчитанного для базового элемента ИТК, в котором размещается электросистема. Расчету подлежат система питания, управления и разводящая электросеть. Методика и пример расчета приведены в [9, с. 156-159]. В результате расчетов составляется таблица сравнения допустимых напряжений в электросистемах с напряжениями, наводимыми в них при воздействии ЭМИ и делается вывод об устойчивости электросистем.
4. Разработка мероприятий, повышающих устойчивость электросистем
Способы повышения устойчивости к воздействию инерционных сил направлены на уменьшение ударных ускорений элементов электроаппаратуры и вероятности их разрушения при действии воздушной ударной волны. Для этой цели используются:
установка защитных жестких кожухов электроприборов;
помещение в эластичные оплетки соединений проводов и спаек;
установка приборов на упругие амортизаторы;
закрепление отдельных элементов проводов на панелях и недопущение их провисания.
Принимаемые способы защиты необходимо обосновать расчетами. Так, например, потребная толщина h, мм, токопроводящих экранов или экранированных кабелей определяется по формуле:
, (1)
где ρ- удельное электрическое сопротивление материала экрана (для стали ρ = 0,12 Ом - мм2/м );
μ - магнитная проницаемость (для стали μ = 50);
f - расчетная частота ЭМИ, МГц, f = 0,03 МГц;
п - необходимый коэффициент экранизации (отношение наво-димой ЭДС в кабеле или приборе к импульсному напряжению, на которое он испытан).
Важно также ориентировочно рассчитать необходимое сопротивление системы заземления, через которую будет протекать ток, наведенный ЭМИ.
В случае необходимости использования в схемах разрядников и других аналогичных средств защиты в пояснительной записке приводятся их принципиальные схемы [3, с. 173-175].
В конце раздела следует сделать выводы.
Задание 12
Восстановление прерванного движения поездов при аварийном взрыве в составе поезда
Исходные данные.
На железнодорожном электрифицированном участке произошло крушение поезда, сопровождавшееся взрывом со взрывоопасными материалами. Вагоны взорвались на насыпи в середине поезда, состоящего из 50 грузовых вагонов. Виды и масса взрывоопасных материалов указаны в таблице вариантов.
Характеристика железнодорожных сооружений принимается по данным дипломного проекта. Восстановительные работы ведутся по временным нормам.
Таблица вариантов
Номер варианта |
Вид взрыво- опасного материала |
Масса взрыво- опасного мате- риала, т |
Номер варианта |
Вид взрыво- опасного материала |
Масса взрыво- опасного мате- риала, т |
1 |
гвс' |
37 (1 цист.) |
6 |
ВМ** |
40 (1 вагон) |
2 |
гвс |
74 (2 цист.) |
7 |
ВМ |
80 (2 ваг.) |
3 |
гвс |
111 (3 цист.) |
8 |
вм |
120 (3 ваг.) |
4 |
гвс |
36 (1 цист.) |
9 |
УВГ*** |
52 (1 цист.) |
5 |
гвс |
72 (2 цист.) |
10 |
УВГ |
104 (2 цист.) |
*ГВС - горюче-воздушная смесь (смесь жидкого топлива с воздухом);
** ВМ - взрывчатые материалы;
*** УВГ - углеводородные газы (метан, пропан, бутан, этилен, пропилен и др).
Требуется:
1) привести характеристику аварийного взрыва;
2) определить объемы разрушений и восстановительных работ;
3) принять решение на восстановление железнодорожных сору-жений.
1. Характеристика очага взрыва
В данном параграфе необходимо:
· дать определение взрыва [9, с 40];
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.