Задания и методические указания для разработки раздела в дипломных проектах по дисциплине «Безопасность в чрезвычайных ситуациях»: Учебное пособие, страница 24

Используя материал [9, с. 91, 92], необходимо раскрыть природу возникновения ЭМИ, оценить его возможную зону дейст­вия, отрицательное воздействие на элементы электросистем.

Расчет устойчивости электросистем к воздействию ЭМИ сводится к сравнению наводимых в них напряжений во время взрыва с до­пустимыми напряжениями на удалении радиуса функционирования Rф, рассчитанного для базового элемента ИТК, в котором размещается электросистема. Расчету подлежат система питания, управления и разводящая электросеть. Методика и пример расчета приведены в [9, с. 156-159]. В результате расчетов составляется таблица сравнения допустимых напряжений в электросистемах с напряже­ниями, наводимыми в них при воздействии ЭМИ и делается вывод об устойчивости электросистем.

4. Разработка мероприятий, повышающих устойчивость электросистем     

Способы повышения устойчивости к воздействию инерционных сил направлены на уменьшение ударных ускорений элементов электроаппара­туры и вероятности их разрушения при действии воздушной ударной вол­ны. Для этой цели используются:

установка защитных жестких кожухов электроприборов;

помещение в эластичные оплетки соединений проводов и спаек;

установка приборов на упругие амортизаторы;

закрепление отдельных элементов проводов на панелях и недопуще­ние их провисания.

Принимаемые способы защиты необходимо обосновать расчетами. Так, например, по­требная толщина h, мм, токопроводящих экранов или экранированных ка­белей определяется по формуле:

,                                                  (1)

где     ρ- удельное электрическое сопротивление материала экрана (для стали ρ = 0,12 Ом - мм2/м );

μ - магнитная проницаемость (для стали μ = 50);

f - расчетная частота ЭМИ, МГц, f = 0,03 МГц;

п - необходимый коэффициент экранизации (отношение наво-димой ЭДС в кабеле или приборе к импульсному напряжению, на которое он испытан).

Важно также ориентировочно рассчитать необходимое сопротивление системы заземления, через которую будет протекать ток, наведенный ЭМИ.

В случае необходимости использования в схемах разрядников и дру­гих аналогичных средств защиты в пояснительной записке приводятся их принципиальные схемы [3, с. 173-175].

В конце раздела следует сделать выводы.

Задание 12

Восстановление прерванного движения поездов при аварий­ном взрыве в составе поезда

Исходные данные.

На железнодорожном электрифицированном участке произошло крушение поезда, сопровождавшееся взрывом со взрывоопасными мате­риалами. Вагоны взорвались на насыпи в середине поезда, состоящего из 50 грузовых вагонов. Виды и масса взрывоопасных материалов указаны в таб­лице вариантов.

Характеристика железнодорожных сооружений принимается по данным дипломного проекта. Восстановительные работы ведутся по вре­менным нормам.

Таблица 1

Таблица вариантов

Номер

варианта

Вид

взрыво-

опасного

материала

Масса взрыво-

опасного мате-

риала, т

Номер

варианта

Вид

взрыво-

опасного

материала

Масса взрыво-

опасного мате-

риала, т

1

гвс'

37 (1 цист.)

6

ВМ**

40 (1 вагон)

2

гвс

74 (2 цист.)

7

ВМ

80 (2 ваг.)

3

гвс

111 (3 цист.)

8

вм

120 (3 ваг.)

4

гвс

36 (1 цист.)

9

УВГ***

52 (1 цист.)

5

гвс

72 (2 цист.)

10

УВГ

104 (2 цист.)

*ГВС - горюче-воздушная смесь (смесь жидкого топлива с воздухом);   

** ВМ - взрывчатые материалы;

*** УВГ - углеводородные газы (метан, пропан, бутан, этилен, пропилен и др).

Требуется:

1) привести характеристику аварийного взрыва;

2) определить объемы разрушений и восстановительных работ;

3) принять решение на восстановление железнодорожных сору-жений.

Методика выполнения

1. Характеристика очага взрыва

В данном параграфе необходимо:

·  дать определение взрыва [9, с 40];