Отчет по производственной коммерческой практике на Шарковщинском райпо Витебского облпотребсоюза, страница 28

При планировании ассортимента Шарковщинского райпо необходимо учитывать и конкурентов. Если сравнить по основным группам товаров, которые продаются как в частных магазинах, так и в кооперативных, то райпо имеет даже лучшие позиции, чем конкуренты. Например, по глубине ассортимента такие товары как бакалейные, кондитерские. Необходимо также принять во внимание то, что частные предприятия торгуют только теми товарами, которые приносят прибыль, а вот райпо имеет в своем ассортименте много социально-значимых товаров, которые практически не дают дохода (хлеб, молоко и т.д.), но необходимы покупателям ежедневно.

Негативным является то, что в магазинах Шарковщинского райпо редко появляются в продаже в осенне-зимний период овощи и фрукты. В частных магазинах эти продукты есть в наличии почти всегда, что привлекает потребителей. Частники остаются в выигрыше также и по режиму работы.

Учитывая все выше перечисленные факторы и используя определенный метод, специалистами производится формирование ассортимента товаров торгового предприятия. В потребительской кооперации, в том числе и в Шарковщинском райпо - это метод ассортиментного перечня. В перечень включаются товары, производимые на предприятиях республики, потребности в которых удовлетворяются не менее, чем на 70%, а также продтовары и непродовольственные товары первой необходимости. Эти товары должны быть в наличии в магазине в течении всего рабочего дня, а ассортиментный перечень вывешивается на видном для покупателя месте.

Метод ассортиментного перечня помогает ослабить социальную напряженность, но закрепляет диктат изготовителя, так как в перечень включаются только те товары, которые может в достаточном количестве предложить производитель. И, с коммерческой точки зрения, этот подход является ограничительной мерой и не стимулирует систематическое развитие товарооборота райпо и отрасли, так как по мере насыщения рынка товарами, необходимо гибко реагировать на происходящие в нем изменения, что при этом методе затруднительно.

Обязательный ассортиментный перечень, с использованием которого формируется ассортимент по данному методу, для магазинов Шарковщинского райпо утверждается председателем его правления и заместителем председателя райисполкома на полгода, то есть на осенне-зимний и весенне-летний период. При утверждении ассортиментного перечня для магазина, торгующего продовольственными товарами, он согласовывается с главным государственным санитарным врачом Шарковщинского района. А непосредственно составлением ассортиментного перечня занимается заместитель председателя правления райпо по торговле на основе примерного ассортиментного перечня, который доводится вышестоящими организациями, то есть Белкоопсоюзом и Витебским облпотребсоюзом.

Формирование ассортимента товаров Шарковщинского осуществляется по этапам:

1. Производится распределение товаров между торговыми предприятиями в пределах района по населенным пунктам.

2. Устанавливается структура ассортимента, то есть основные группы реализуемых товаров. При этом учитывается размер магазина, его месторасположение и зона деятельности.

3. Подбирается внутригрупповой ассортимент по отличительным признакам, то есть разновидности товаров внутри отдельной группы, и привязывается к торговой площади предприятия.

Завершаются эти этапы разработкой ассортиментного перечня для каждого конкретного магазина с учетом всех вышеперечисленных факторов формирования ассортимента. При необходимости (в зависимости от рыночной ситуации) в ассортиментный перечень вносятся изменения. В Шарковщинском райпо это обычно происходит посезонно.

Конечно, фактическое наличие товаров в магазинах не ограничивается только установленным перечнем. Бывают ситуации, когда наоборот, некоторых товаров нет в наличии даже в пределах перечня, либо есть, но как раз в соответствии с тем и поступлений в ближайшее время не ожидается. Причина: неэффективная работа коммерческих служб или самого торгового работника, вовремя не сделавшего заявку. В любом случае страдает от этого потребитель, так как нужного ему товара нет в продаже; либо совсем отсутствует, либо продавец укрывает его, чтобы предъявить при необходимости соответствующей службе контроля. В итоге, естественно, это негативно сказывается и на деятельности Шарковщинского райпо: снижается объем товарооборота, теряется доверие покупателей.