Для определения количества товаров, которое необходимо заказать и завести в магазин, работники торгового предприятия учитывают размеры товарных остатков и их структуру. Кроме того, выявляются товары, завезенные в излишке. Учет неудовлетворенного спроса осуществляется с использованием журналов, в которых отмечаются те товары, на которые был выявлен сформированный спрос и которых по отдельным причинам не было в продаже. Такие сведенья собираются за определенный период времени, а затем используются при составлении заявок и изменении ассортимента магазинов.
Однако не возможно учесть все запросы и потребности покупателей в товарах, тем более, что большинство магазинов потребительской кооперации расположены в сельской местности и имеют не большую торговую площадь. В связи с этим в каждом магазине имеется «Журнал предварительных заказов». Приведём выписку из журнала магазина ТПС №950 д. Германовичи в таблице 4.1.
Таблица 4.1. - Журнал предварительных заказов магазина ТПС №950
д. Германовичи
Ф.И.О. |
Наименование товара |
Дата подачи |
Дата выполнения |
Количество заказа |
Молох Е.П. |
Рыба морская |
20.08.05 |
23.08.05 |
2 кг. |
Окончание таблицы 4.1.
Ф.И.О. |
Наименование товара |
Дата подачи |
Дата выполнения |
Количество заказа |
Ясюкевич Р.Л. |
Шампанское |
25.08.05 |
28.08.05 |
1 ящ. |
Смаль А.З. |
Холодильник «Атлант» |
1.09.05 |
30.09.05 |
1 шт. |
Гологуш В.Ж |
Музыкальный центр |
1.09.05 |
25.09.05 |
1 шт. |
Савич Р.Щ. |
Телевизор «Витязь» |
3.09.05 |
20.09.05 |
1 шт. |
Лялеко Н.Г. |
2-х спальное одеяло |
5.10.05 |
10.10.05 |
1 шт. |
Из данных таблицы 4.1. видно, что покупатели заказывают те товары, которые не всегда предусмотрены ассортиментным перечнем для сельских магазинов, а благодаря журналу заказов есть возможность приобрести необходимый товар.
Так же имеется и журнал для учёта неудовлетворённого спроса покупателей, который в свою очередь можно рассматривать как один из источников получения информации о спросе. Приведём в таблице 4.2. выписку из данного журнала.
Таблица 4.2. - Журнал неудовлетворённого спроса покупателей.
Наименование товара |
Количество |
Дата заявки |
Отметка о выполнении |
Буженина |
2 кг. |
09.09.05 |
+ |
Говядина |
5 кг. |
14.09.05 |
+ |
Форель |
3 кг. |
20.09.05 |
+ |
Газовая плита |
1 шт. |
28.09.05 |
+ |
Телевизор «Витязь» |
1 шт. |
01.10.05 |
+ |
Мягкий уголок |
1 шт. |
11.10.05 |
- |
Существующие методы сбора информации позволяют работать с любой группой населения и выявлять различный спрос, а также проведение анкетирования могут послужить источником распространения информации о товаре и услугах райпо.
Таким образом, в райпо проводится изучение спроса населения, но данную работу необходимо совершенствовать и систематизировать.
5. Прогнозирование потребности в молочных товарах
Потребность в товарах можно рассчитывать следующими методами: экстраполяции динамических рядов продажи товаров с использованием коэффициента эластичности; нормативным; балансовым; на основе оперативных данных об изменении покупательского спроса на потребительском рынке.
В Шарковщинском райпо потребность в товарах рассчитывается на основе данных прошлых лет и наметившихся тенденций, но это не вполне конкретные и обоснованные цифры.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.