Отчет по производственной коммерческой практике на Шарковщинском райпо Витебского облпотребсоюза, страница 12

Для определения количества товаров, которое необходимо заказать и завести в магазин, работники торгового предприятия учитывают размеры товарных остатков и их структуру. Кроме того, выявляются товары, завезенные в излишке. Учет неудовлетворенного спроса осуществляется с использованием журналов, в которых отмечаются те товары, на которые был выявлен сформированный спрос и которых по отдельным причинам не было в продаже. Такие сведенья собираются за определенный период времени, а затем используются при составлении заявок и изменении ассортимента магазинов.

Однако не возможно учесть все запросы и потребности покупателей в товарах, тем более, что большинство магазинов потребительской кооперации расположены в сельской местности и имеют не большую торговую площадь. В связи с этим в каждом магазине имеется «Журнал предварительных заказов». Приведём выписку из журнала магазина ТПС №950 д. Германовичи в таблице 4.1.

Таблица 4.1. - Журнал предварительных заказов магазина ТПС №950

     д. Германовичи

Ф.И.О.

Наименование товара

Дата подачи

Дата выполнения

Количество заказа

Молох Е.П.

Рыба морская

20.08.05

23.08.05

2 кг.

Окончание таблицы 4.1.

Ф.И.О.

Наименование товара

Дата подачи

Дата выполнения

Количество заказа

Ясюкевич Р.Л.

Шампанское

25.08.05

28.08.05

1 ящ.

Смаль А.З.

Холодильник «Атлант»

1.09.05

30.09.05

1 шт.

Гологуш В.Ж

Музыкальный центр

1.09.05

25.09.05

1 шт.

Савич Р.Щ.

Телевизор «Витязь»

3.09.05

20.09.05

1 шт.

Лялеко Н.Г.

2-х спальное одеяло

5.10.05

10.10.05

1 шт.

Из данных таблицы 4.1. видно, что покупатели заказывают те товары, которые не всегда предусмотрены ассортиментным перечнем для сельских магазинов, а благодаря журналу заказов есть возможность приобрести необходимый товар.

Так же имеется и журнал для учёта неудовлетворённого спроса покупателей, который в свою очередь можно рассматривать как один из источников получения информации о спросе. Приведём в таблице 4.2. выписку из данного журнала.

Таблица 4.2. -  Журнал неудовлетворённого спроса покупателей.

Наименование товара

Количество

Дата заявки

Отметка о выполнении

Буженина

2 кг.

09.09.05

+

Говядина

5 кг.

14.09.05

+

Форель

3 кг.

20.09.05

+

Газовая плита

1 шт.

28.09.05

+

Телевизор «Витязь»

1 шт.

01.10.05

+

Мягкий уголок

1 шт.

11.10.05

-

Существующие методы сбора информации позволяют работать с любой группой населения и выявлять различный спрос, а также проведение анкетирования могут послужить источником распространения информации о товаре и услугах райпо.

Таким образом, в райпо проводится изучение спроса населения, но данную работу необходимо совершенствовать и систематизировать.


5. Прогнозирование потребности в молочных товарах

Потребность в товарах можно рассчитывать следующими методами: экстраполяции динамических рядов продажи товаров с использованием коэффициента эластичности; нормативным; балансовым; на основе оперативных данных об изменении покупательского спроса на потребительском рынке.

В Шарковщинском райпо потребность в товарах рассчитывается на основе данных прошлых лет и наметившихся тенденций, но это не вполне конкретные и обоснованные цифры.