Преимущество внемагазинных форм продажи перед магазинными в том, что они не требуют стационарного помещения, возможность быстрого развертывания, перемещения, т.е. высокая подвижность, представляет большие удобства для организации сезонной торговли и многое другое.
На ряду с формами следует рассмотреть и методы продажи товаров, для чего обратимся к таблице 10.2.
Таблица 8.2. - Методы продажи товаров в Шарковщинском райпо
за 2003-2004 года.
Методы продаж |
годы |
|||
2003 |
2004 |
|||
сумма |
Уд. вес,% |
сумма |
Уд. вес,% |
|
Самообслуживание |
2523840 |
42,8 |
3897344 |
51,2 |
Традиционный |
2677020 |
45,4 |
3021964 |
39,7 |
По образцам |
697053 |
11,8 |
692692 |
9,1 |
Итого: |
5897913 |
100 |
7612000 |
100 |
Данные таблицы показывают, что доля продаж методом самообслуживания увеличилась в 2004 году по сравнению с 2003 г. и достигла 51,2%. На втором месте находится традиционный метод.(45,4% - 2003 г. и 39,7 – 2004 г.).
Существуют рекомендации по использованию наиболее оптимальных форм розничной продажи для отдельных групп товаров. Информация по использованию различных методов продажи товаров представлена в таблицах 8.3. и 8.4.
Таблица 8.3. - Использование методов продажи товаров по Шарковщинскому
райпо на 01.10.2005 г.
Товарные группы |
Рекомендуемый метод продажи |
Используемые методы продажи |
Хлеб |
самообслуживание |
традиционный, самообслуживание |
Кондитерские изделия |
традиционный |
традиционный, самообслуживание |
Молоко и молочная продукция |
самообслуживание |
традиционный, самообслуживание |
Мясо |
традиционный |
традиционный |
Ликероводочные изделия |
традиционный |
традиционный |
Сыры |
традиционный |
традиционный |
Чай |
традиционный, самообслуживание |
традиционный, самообслуживание |
Шоколад |
традиционный, самообслуживание |
традиционный, самообслуживание |
Электротовары |
самообслуживание, по образцам |
традиционный, по образцам |
Обувь |
самообслуживание, по образцам |
традиционный, самообслуживание |
Одежда и белье |
традиционный, самообслуживание, по образцам |
традиционный, самообслуживание |
Как видно из таблицы 8.3., рекомендации по продаже проанализированных групп товаров соблюдаются в целом по райпо, но исполнение данных рекомендаций зависит от типа магазина.
Таблица 8.4. - Использование методов продажи товаров в разрезе
типов магазинов на 01.10.2005 г.
Типы магазинов |
Методы продажи |
Супермаркет |
традиционный, самообслуживание |
Продтовары |
традиционный |
Промтовары |
традиционный, самообслуживание |
Специализированный по продаже отдельный групп непродовольственных товаров |
традиционный |
Как видно из таблиц 8.3. и 8.4., для определенных групп товаров существуют рекомендуемые методы продажи. И используемые методы не всегда совпадают с рекомендуемыми. Так, например, для молока и молочной продукции рекомендован не только традиционный метод обслуживания, но и прогрессивный - самообслуживание. Однако в магазинах райпо самообслуживание по данной группе товаров не используется по ряду причин: в некоторых магазинах небольшая торговая площадь, не позволяющая организовать отдел по продаже товаров методом самообслуживания, нежелание брать дополнительную ответственность за сохранность товарно-материальных ценностей продавцов и др. Такая же ситуация наблюдается и по таким группам товаров как ликероводочные изделия, сыры, из непродовольственных – одежда, белье и обувь.
9. Дополнительные услуги оказываемые населению
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.