Отчет по производственной коммерческой практике на Шарковщинском райпо Витебского облпотребсоюза, страница 23

Наряду с выбором эффективных методов продажи товаров важную роль в повышении уровня обслуживания покупателей играет предоставление им различных дополнительных услуг.

Дополнительные услуги в свою очередь могут быть как платными, так и бесплатными. Но все виды дополнительных услуг требуют дополнительных затрат – трудовых, материальных, финансовых, т.е. имеют определенную стоимость. Однако, затраты на организацию отдельных услуг компенсируются соответствующим увеличением товарооборота, а следовательно дополнительными доходами от торговой деятельности.

Эффективность услуг определяется в первую очередь в увеличении товарооборота, а значит и прибыли – так называемый «прямой эффект». В то же время прямого эффекта может и не быть, но то, что повышается качество торгового обслуживания, является весьма важным обстоятельством.

Дополнительные услуги позволяют наращивать объёмы товарооборота. Виды платных услуг по Шарковщинскому райпо представлены в таблице 9.1.

Таблица 9.1. - Виды платных услуг предоставляемых Шарковщинским райпо

    в  2003-2004 гг.

Виды услуг

Годы

Отклонение уд. веса

(+;-)

2004 г. к 2003 г

2003

2004

сумма

Уд. вес,%

сумма

Уд. вес,%

1. платные услуги всего

В т.ч. жилищно – коммунальные

125256,8

101

100

0,08

75981,8

28,6

100

0,04

-0,04

1.1. рынки

121747,6

97,2

74429,7

98

0,8

1.2. прочие торговые услуги

1929,7

1,5

711,5

0,9

-0,6

2. бытовые услуги

1478,5

1,2

811,9

1,1

-0,1

2.1 транспортные услуги

494,6

0,4

264

0,4

0

2.2. копчение мясопродуктов

447

0,4

533,5

0,7

0,3

3. строительные

0

-

3

0,00004

-

4. ритуальные

3,9

0,003

11,4

0,02

0,017

Из таблицы видно, что платные услуги в 2004 году снизились на 49275 тыс. руб., уменьшение произошло за счет снижения удельной доли: жилищно – коммунальных услуг на 0,04%, прочих торговых услуг на 0,6%, бытовых услуг на - 0,1%. Доходы по остальным  видам услуг увеличились в 2004 году по сравнению с 2003 годом в целом на и по видам: услуги рынка на 0,8%, копчение на 0,3%, ритуальные услуги на 0,017%, что в сумме 7,5 тыс. руб. не повлекло общего увеличения суммы всех платных услуг. (Приложения 11,12).

Услуги делят на 3 основные группы:

услуги, оказываемые в процессе осуществления покупок товаров.

услуги, оказываемые в процессе послепродажного  обслуживания.

услуги, не связанные непосредственно с продажей конкретных товаров.

Из услуг, оказываемым покупателям в процессе осуществления ими покупок товаров используют:

o  приём предварительных заказов на товары, имеющиеся в продаже

o  продажа отдельных товаров в кредит

o  расчет за товары с применением кредитных карточек

o  консультации специалистами в магазинах

o  продление часов работы магазинов в предвыходные и предпраздничные дни

Из услуг, оказываемым покупателям в процессе послепродажного их обслуживания используют:

·  доставка крупногабаритных товаров на дом

·  замена товара в течении гарантийного срока

·  сбор стеклотары на дому у покупателя

·  подарочная упаковка

Из услуг, не связанным непосредственно с продажей конкретных товаров используют:

o  автостоянка у магазина

o  организация в магазинах кафетериев, баров, аптечных киосков

o  организация работы камер хранения


10. Реклама и стимулирование продажи товаров и услуг в

Шарковщинском райпо