Отчет по производственной коммерческой практике на Шарковщинском райпо Витебского облпотребсоюза, страница 10

Как видно из таблицы 3.1. Шарковщинское райпо располагает складской площадью в  2700 кв.м. Из которой 1950 кв.м отведено под продовольственные склады. Они занимают наибольший удельный вес в общей площади базы - 72,2%. Складские помещения представляют собой отдельностоящие капитальные постройки. Специализированные склады отсутствуют. Высота складов составляет 6 метров. Большая часть складов не используется в полной мере и может предоставляться в аренду. Но по причине отсутствия спроса на рынке аренды складов, данные площади простаивают.

Розничная торговая сеть Шарковщинского райпо является главной составной частью материально-технической базы, так как основным видом деятельности является торговля и торговое обслуживание населения. Работа торгового отдела по контролю за торговой сетью и ее оптимизацией является стратегической задачей. Данные по торговой сети и ее структуре проанализируем на основании «Дислокации торговых предприятий Шарковщинского района». (Приложение 6, 7)

Таблица 3.2. - Изменение структуры розничной торговой сети

    Шарковщинского райпо за 2003-2004 г.

Показатели

Количество единиц

Торговая площадь, кв. м.

Отклонения

(+, -)

Год

Год

По количеству

По торговой площади

2003

2004

2003

2004

Всего торговых единиц,

 в том числе

- магазины

- мелкорозничная сеть

- автомагазины

- лавки на дому

81

63

3

5

10

76

59

2

5

10

6701

6701

-

-

-

6102

6102

-

-

-

-5

-4

-1

-

-

-599

-599

-

-

-

Как видно из данных таблицы 3.2, в Шарковщинском райпо наблюдается уменьшение численности предприятий розничной торговой сети при сохранении ее структуры. Так в 2004 г. по сравнению с 2003 г. уменьшилось количество магазинов на 4 единицы и закрылось одно мелкорозничное предприятие. Закрылись магазины главным образом в сельской местности (3 магазина) и упразднено одно торговое предприятие в городе. Села в которых были закрыты магазины перешли на снабжение автомагазинами.

Типизация розничной торговой сети райпо представлена в таблице 3.3.

Таблица 3.3. - Типы магазинов Шарковщинского райпо на 01.01.2005 г.

Тип магазина

Количество, ед.

Уд. вес, %

Торговая площадь, м2

Уд. вес, %

Супермаркет

Продтовары

Промтовары

Специализированный магазин по продаже отдельных групп промтоваров

1

51

6

1

1,7

86,4

10,2

1,7

231

4723

1106

42

3,8

77,4

18,1

0,7

Всего

59

100

6102

100

Розничная торговая сеть Шарковщинского райпо представлена не большим количеством типов магазинов. Наибольшее количество составляют магазины «Продтовары», которые составляют 87,5% от общего количества магазинов и удельный вес площадей составляет 76% от общего количества. Относительно магазинов непродовольственных товаров, при незначительном количестве – 8 штук (12,7% от общего количества магазинов) они занимают большую площадь – 20,6% от общей площади магазинов, что объясняется конструкцией магазинов, которые рассчитаны на торговлю крупногабаритными товарами, а магазины торгующие продовольственными товарами имеют меньшую площадь. Небольшой площадью имеют магазины расположенные в деревнях. Структура типов магазинов Шарковщинского райпо за 2003-2004 гг. изменений не претерпела.

Общественное питание представляют: 6 буфетов, 2 кафе, 1 ресторан, 2 мини-кафе (в школах), 1 павильон, 10 буфетов (в школах района) с общим количеством посадочных мест – 1614. В расчете на 1000 жителей приходится 43 посадочных мест.

Немаловажную роль в качественном обслуживании населения играет обеспечение магазинов торгово-технологическим оборудованием. (Приложения 8,9,10). Особенно актуально обеспечение и переоснащение торговой сети в условиях конкуренции, когда покупатель выбирает качество продукции, а также  качество и скорость обслуживания. Наличие торгово-технологического оборудования проанализировано в таблице 3.4.