Отчет по производственной коммерческой практике на Шарковщинском райпо Витебского облпотребсоюза, страница 15

Следует отметить, что в действующих ценах объем поставок увеличился на 28,8%, что является довольно значительным приростом закупок молочной продукции и вызвано вероятно расширением ассортимента и повышением спроса населения. Главное место в поставках молочной продукции занимает ОАО «Глубокский молочноконсервный  комбинат» доля поставок которого в 2004 году составила  69,7% от общего объема поставок молока и молочной продукции. В 2004 году наблюдается падение объема поставок от данного поставщика на 5%, что объясняется значительным увеличением поставок от ОАО «Полоцкий молочный комбинат» и ОАО «Молоко» г. Витебск доля которых в 2003 году составила 15,4% и 4,0% соответственно.

Отметим, что все поставщики молочной продукции являются промышленными предприятиями-изготовителями государственной формы собственности различной организационно-правовой формы.

Все поставки осуществляются по прямым хозяйственным связям, что является оправданным и объясняется короткими сроками реализации практически на все виды продукции.

Поскольку важную роль на эффективность договорных связей и на условия контроля за их исполнением влияет территориальное размещение поставщиков, проведем анализ размещения поставщиков молока и молочной продукции Шарковщинскому райпо на основе данных таблицы 6.4.

Таблица 6.4. - Территориальное размещение поставщиков молочной

     продукции по Шарковщинскому райпо в 2004 г.

Область

Объем поставки, тыс. руб.

Удельный вес, %

1.Брестская

2.Витебская

27118,5

409423,5

6,2

93,8

Итого

436542

Как видно из таблицы 6.4 доля поставщиков размещенных в пределах области составляла в 2004 году 93,8%. Доля поставщиков из Брестской области составила 6,2% Можно сказать, что данное соотношение относительно поставщиков молочной продукции, является оптимальным, поскольку молоко и молочные продукты скоропортящийся товар и требуют сокращения времени транспортировки и реализации, а поставка от производителей расположенных на небольшом расстоянии не требует специального транспорта и больших затрат на  доставку. Большое значение имеет взаимовыгодное сотрудничество с ОАО «Глубокский молочноконсервный  комбинат», который имеет большую долю в поставках молочной продукции благодаря своей территориальной близости (25 километров от г. Шарковщина), а также достаточно широким ассортиментом основных видов молочной продукции, которые обладают хорошим качеством и вкусовыми свойствами, благодаря проведения модернизации и использования современной упаковки.

Заключение договоров на поставку молока и молочной продукции осуществляется не на ярмарках, а посредством телефонных переговоров и ведением переписки.

Заключение договоров состоит из 3 основных этапов.

Первый этап это преддоговорная работа. На первом этапе производится выбор поставщика. Для этого производится анализ ранее заключавшихся договоров, производится поиск новых поставщиков и сбор сведений о их деятельности, поставляемой продукции, ассортименте, качестве, ценах, условиях работы. При этом в первую очередь учитывается не только рациональность и экономическая эффективность, но и качество производимой продукции, рекламная поддержка, а также рыночный спрос на продукцию данного поставщика.

При заключении договоров с поставщиками на поставку товаров торговое предприятие должно учитывать основные принципы товароснабжения: планомерность, ритмичность, оперативность, экономичность, централизацию и технологичность.

Планомерность состоит в том, что товароснабжение должно осуществляться на основе разработанных графиках доставки и это должно оговариваться в договоре с поставщиком.

Ритмичность снабжения заключается в доставке товаров через относительно равные промежутки времени или равными партиями, что способствует нормальной торговле при минимальных товарных запасах и ускорению оборачиваемости. Показателем служит коэффициент ритмичности, рассчитываемый как отношение фактической поставки товаров за какой-либо определенный период к плановой.