Основным предназначением военных санитарных летучек в современной наступательной операции фронта следует считать осуществление межбазовой эвакуации раненых и больных в тыловой полосе фронта, а также их эвакуацию из госпитальных баз фронта до приграничных перегрузочных районов (ППР). Формирование ВСЛ позволит более эффективно использовать обратные, рейсы подвижного состава и делает более реальной возможность его продвижения к станциям погрузки раненых и больных на восстановленных железных дорогах фронта. В осуществлении эвакуации возрастет роль и значение ВСЛ, сформированных из подвижного состава, захваченного у противника на сохранившихся изолированных участках железных дорог в полосе наступления фронта. Объем медицинской помощи в ВСЛ в связи с отсутствием межвагонных переходов во время движения ограничивается оказанием первой медицинской помощи, а на стоянках — неотложными мероприятиями первой врачебной помощи.
В условиях большого пространственного размаха современных фронтовых наступательных операций, значительных разрушений наземных коммуникаций, наличия обширных зон заражения, затопления и пожаров нельзя недооценивать роль и значение морского транспорта, особенно на приморских направлениях. Использование морского транспорта позволит выполнять перевозки в обход приграничных перегрузочных районов, барьерных рубежей на многочисленных крупных реках и больших зон опасного заражения местности. К преимуществам медицинской эвакуации морем следует отнести также значительную устойчивость морских путей сообщения к воздействию средств поражения противника и высокую зваковместимость большинства морских транспортных средств.
В годы Великой Отечественной войны число раненых и больных, эвакуированных по морским путям, было различным и составляло на флотах и флотилиях от 6—9 % (Балтийский, Северный флоты, Ладожская и Каспийская флотилия) до 67 % (Черноморский флот) *. За всю войну морем было эвакуировано более 643 000 раненых и больных, что составило около 15 % общего числа эвакуированных всеми видами транспорта; причем из числа эвакуированных 80—90 % составляли раненые и больные из сухопутных войск, действовавших на приморском направлении. Для целей медицинской эвакуации использовались санитарные транспорты и госпитальные суда (22,5 % общего числа раненых и больных, эвакуированных морским транспортом), грузопассажирские и грузовые суда (33,9 %), малотоннажные суда (25,5 %)> боевые корабли (18,1 %).
В операциях современной войны значение эвакуации морем раненых и больных из госпитальных баз фронтов, действующих на приморских направлениях, в тыловые госпитали Министерства здравоохранения возрастет и может составить до 10—15 % общего объема эвакуационных перевозок за пределы фронта.
Относительно небольшое количество госпитальных судов, находящихся в распоряжении медицинской службы, и потребность в них для обеспечения действий сил флота делает обязательным привлечение для целей медицинской эвакуации других кораблей и транспортов ВМФ, судов морского и речного флота СССР и союзных государств. Анализ судового состава морского флота СССР позволяет считать, что наиболее пригодными для целей медицинской эвакуации морем являются пассажирские и грузопассажирские суда, на втором месте — сухогрузные суда, затем — служебновспомогательные и — самая многочисленная группа — промысловые суда. Перспективными, особенно на закрытых морях, являются пассажирские и грузопассажирские суда «смешанного плавания». Небольшая осадка позволяет использовать их в мелководных районах морей и на реках. В современных наступательных операциях с применением ядерного оружия при выполнении эвакуационных перевозок морским транспортом потребуется широко использовать необорудованное побережье. В связи с конструкцией современных гражданских судов, их технико-эксплуатационными данными возникает необходимость обеспечить перегрузочные работы между морем и берегом, погрузку и выгрузку раненых и больных беспричальным способом. Доставка на суда в этом случае может проводиться с берега при помощи шлюпок, приспособленных понтонов, малых катеров и других плавсредств. Нуждаются в дальнейшей опытной проверке на учениях способы погрузки раненых и больных с берега на транспортные суда и с них на берег, а также с корабля на корабль на рейде, в том числе с применением существующих и перспективных технических средств.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.