Организация эвакуации раненых и больных из госпитальных баз фронтов в тыловые госпитали министерства здравоохранения, страница 5

В зависимости от установленных ЦВМУ сроков лечения раненых и больных в пределах фронта (от 30 до 90 суток) остающиеся на лече­нии в госпитальных базах фронта могут составлять от 40 % до 55 %. Соответственно в тыловые госпитали Министерства здравоохранения подлежит эвакуации от 30 % до 45 % раненых и больных.

В современных операциях доля пораженных отдельными видами оружия (ядерным, обычным, химическим и др.), поступающих в госпи­тальные базы фронта, будет весьма различна. Поэтому могут иметь место значительные колебания и в структуре контингентов раненых и больных, поступающих в тыловые госпитали Министерства здраво­охранения, что необходимо учитывать при определении потребности в соответствующих специализированных койках.

Возможные сроки эвакуации раненых и больных в тыловые госпи­тали Министерства здравоохранения определяются тяжестью пораже­ния (ранения), временем, необходимым для их подготовки к эвакуа­ции   и   установления   прогноза   о   продолжительности   лечения,   видомэвакуационно - транспортных средств. Для значительной ча­сти раненых и больных эва­куация за пределы фронта же­лезнодорожным транспортом может быть начата с 5—7-х суток после их поступления в госпитальные базы. При эва­куации авиационным транс­портом сроки подготовки ране­ных и больных, учитывая крат­ковременность их пребывания в пути, сокращаются, а пере­чень тех, кто может быть эва­куирован в первые 5 суток (особенно при хорошем меди­цинском сопровождении), су­щественно расширяется.

Роль и место различных видовтранспорта в эвакуации

раненых и больных изгоспитальных баз   фронтов

в ТГМЗ

В период минувшей войны эвакуация раненых и больных по воздуху в основном огра­ничивалась случаями, когда использование железнодорож­ного транспорта было невоз­можно или крайне затруднено. В табл. 11.3 представлены наиболее характерные условия и масштабы эвакуации по воз­духу. За все годы войны объем эвакуации раненых и больных по воздуху на всех ее участках (не только за пре­делы фронта) составил 10— ( 13 % общего числа эвакуируе­мых всеми видами транспорта. Большая роль в эвакуации по воздуху принадлежала авиа­ции гражданского воздушного флота, которая обеспечила перевозку около 350 000 ране­ных п больных.

В современной войне мас­совая эвакуация раненых и больных в ТГМЗ может быть обеспечена только при ком­плексном использовании раз­личных видов транспортных средств — авиационного, же­лезнодорожного, водного, а при определенных условиях и автомобильного. В условиях применения противником оружия массо­вого поражения авиационный транспорт может стать основным сред­ством эвакуации раненых и больных в Т/ГЙГЗ.» Роль авиационного транспорта, используемого в целях эвакуации раненых и больных в тыл страны, особенно возрастает на таких ТВД, как Дальневосточный, Сред­невосточный и некоторые другие. По опыту учений, за стратегическую операцию из фронтов, действующих на указанных ТВД, будут нуждаться в эвакуации воздушным транспортом 30—40 %, а в ряде случаев — до 50 % всех раненых и больных»*. Главным преимуществом авиа­ционного транспорта, по сравнению с другими эвакуационно-транспорт-ными средствами, являются большая скорость и дальность перевозок, высокая маневренность, возможность практически беспрепятственно пре­одолевать барьеры, возникающие в результате ядерных ударов против­ника, и что особенно важно — возможность создания щадящих условий для эвакуируемых раненых и больных.

Для массовой эвакуации раненых и больных за пределы фронтов могут быть использованы части и соединения военно-тра<нспортной авиации (ВТА) и авиационные формирования Министерства граждан­ской авиации (МГА), доставляющие на ТВД войска, боеприпасы и другие грузы. Применение ВТА для выполнения оперативно-страте­гических перевозок и доставки войскам материальных средств будет носить систематический характер, что делает возможным регулярное использование обратных рейсов для эвакуации раненых и больных за пределы фронтов. Вместе с тем до настоящего времени еще не пол­ностью решены такие вопросы, как переоборудование самолетов в санитарный вариант (многие самолеты ВТА и значительная часть самолетного парка МГА не имеют закладных узлов для установки санитарного оборудования), обеспечение самолетов ВТА и МГА сани­тарными носилками, спальными мешками, одеялам'И и их возврата в госпитальные базы. Требует решения проблема медицинского сопро­вождения раненых и больных во время эвакуации. Однако в целом, как показывает опыт учений, возможности по эвакуации раненых и боль­ных из госпитальных баз фронтов авиационным транспортом в совре­менных условиях значительно возросла. В общем объеме эвакуацион­ных перевозок из госпитальных баз фронтов в ТГМЗ эвакуация ране­ных и больных воздушным транспортом может составить 15—20 % и более. В целях расширения указанных возможностей весьма пер­спективным является создание специальных авиасанитарных полков, оснащенных большегрузными самолетами типа Ил-76, Ту-154, Ту-134, используемых для медицинской эвакуации целевым назначением.