Общие принципы (и система эвакуации раненых и больных из госпитальных баз фронтов в ТГМЗ
Основным средством эвакуации раненых и больных во фронтовом тыловом районе и в тыл страны на протяжении всей Великой Отечественной войны были постоянные, временные военно-санитарные поезда (ПВСП, ВВСП), а также военно-санитарные летучки (ВСЛ). За 4 года
войны железнодорожными транспортными средствами перевезено 97 % всех эвакуированных в тыл страны раненых и больных.
Способы использования различных видов транспорта и организация эвакуации раненых и больных в годы Великой Отечественной войны характеризовались большим многообразием и определялись главным образом характером боевых действий, конкретныуи условиями оперативной, тыловой и медицинской обстановки, загрузкой госпитальных баз армий и фронтов, развитием железнодорожных коммуникаций в оперативнО'М и внутреннем тылу.
В первом периоде войны, в условиях вынужденноги отхода Красной Армии и массовой эвакуации раненых и больных в лечебные учреждения тыла страны большинство рейсов ВСП с целью их более эффективного использования назначались короткими. Военно-санитарные поезда выполняли в 1941 —1942 гг. по 4—5 и более рейсов за месяц. Исключительно важное значение имел оперативный маневр военно-санитарными поездами: изменение приписки к эвакопунктам, маршрутов движения, станций погрузки и разгрузки поездов. Удельный вес средств воздушной транспортировки (санитарной и гражданской авиации) в общем объеме эвакуационных перевозок был незначительным.
В условиях массовой эвакуации важную роль в организации приема, сортировки раненых и больных оказания им медицинской помощи, лечении и дальнейшей эвакуации в тыл страны выполняли так называемые приемно-сортировочные базы, создававшиеся на важнейших стратегических направлениях за тыловыми границами фронтов и объединявшие под единым руководством лечебные, противоэпидемические и другие учреждения, а также железнодорожные, водные, а иногда и воздушные эвакуационно-транспортные средства. Приемно-сортировочные базы оказывали медицинскую помощь в ограниченном объеме; в их работе преобладали, главным образом, эвакуационные функции.
Опыт войны показал, что в условиях слаборазвитой сети железных дорог, их ограниченной пропускной способности, большой загруженности, оперативными и другими воинскими перевозками проведение массовой железнодорожной эвакуации раненых и больных было неизбежно связано с формированием и использованием военно-санитарных летучек, позволяющих наиболее эффективно использовать в интересах медицинской службы обратные рейсы порожнего подвижного состава.
Во втором и третьем периодах войны в условиях успешно развивающихся фронтовых наступательных операций, сопровождающихся значительным отставанием восстановления железных дорог от наступающих войск, выдвижением и развертыванием госпитальных баз армий (и даже первых эшелонов ГБФ) на грунте, резким удлинением грунтовых путей эвакуации (250—300 км и более), основную и решающую роль в эвакуации раненых и больных в войсквом и армейском тыловом районах все более занимал автомобильный транспорт. Во фронтовом тыловом районе и при эвакуации раненых и больных в тыл страны ведущую роль выполнял железнодорожный транспорт. При этом способы использования военно-санитарных поездов зависели главным образом от принятой во время Великой Отечественной войны системы лечебно-эвакуационного обеспечения войок.
Недостаток и ограниченные возможности санитарно-транспортных средств, особенно авиационных, а также невозможность обеспечить одномоментное оказание исчерпывающей хирургической помощ'и большинству раненых, приводила к необходимости эвакуации подавляющего большинства раненых и больных, подлежащих лечению во фронтовом тыловом районе и за его пределами, последовательно в каждый из эшелонов госпитальных баз армий, а затем и фронта.
Многоэтапность в эвакуации раненых и больных вызывала повышенную потребность в лечебно-эвакуационных средствах, а при их остром постоянном недостатке нарушала планомерность лечебного процесса п сказывалась отрицательно на исходе ранений и заболеваний.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.