В современной войне, несмотря на возрастающую роль авиационного транспорта в эвакуации раненых и больных с ТВД, значение железнодорожного транспорта, особенно на Западном ТВД, в выполнении указанных перевозок не снижается. По опыту учений железнодорожным транспортам может быть эвакуировано до 70 % раненых и больных, подлежащих эвакуации за пределы фронта. Железнодорожный транспорт имеет ряд важных преимуществ по сравнению с другими видами транспорта. Железные дороги способны выполнить массовые перевозки, не требуют длительного времени на мобилизационное развертывание, работают круглосуточно и практически не зависят от условий погоды и времени года.
В годы Великой Отечественной войны (1941 —1945) эвакуация раненых и больных осуществлялась постоянными, временными военно-санитарными поездами и военно-санитарными летучками. Постоянные ВСП использовались в основном для эвакуации раненых и больных из госпитальных баз фронтов в госпитальные базы внутренних районов страны. Их формировали, как правило, из четырехосных пассажирских вагонов. В пассажирских вагонах, предназначенных для перевозки тяжелораненых, внутреннее оборудование заменяли специальными приспособлениями— станками, на которых размещались в два или три яруса носилки для раненых и больных. Всего постоянный ВСП принимал от 400 до 500 раненых и больных.
Временные ВСП предназначались для эвакуации раненых и больных на короткие расстояния, главным образом из госпитальных баз армий в госпитальные базы фронта. Они состояли из постоянной части н переменной, придаваемой лишь на время следования поезда с ранеными и больными. Во временном ВСП можно было разместить до 860 раненых и больных.
В 1942 г. в дополнение к постоянным .и временным ВСП в армиях и фронтах было разрешено формировать ВСЛ. Их использовали главным образом для эвакуации раненых и больных в пределах армейского и фронтового тыловых районов. Основу ВСЛ составляла постоянная часть вагонов. Переменная часть ВСЛ включала от 20 до 40 грузовых двухосных вагонов, которые предварительно оборудовались обычным воинским настилом. В зависимости от числа вагонов емкость ВСЛ составляла 500—600 раненых и больных и более.
Таким образом, основным средством эвакуации за пределы фронта были постоянные ВСП, которыми, как уже указывалось, за 4 года войны было перевезено 97 % всех эвакуированных в тыл страны раненых и больных. На железных дорогах курсировало 294 постоянных военно-санитарных поезда, приписанных к управлениям распределительных эвакуационных пунктов (УРЭП). Однако это количество не обеспечивало фактической потребности в эвакуации раненых и больных из госпитальных баз фронтов, поэтому для этой цели нередко использовались ВВСП и ВСЛ.
Постановлением ГКО № 466 от 12 августа 1941 г. для ПВСП была установлена маршрутная скорость 400—450 км в сутки. Однако большинством ПВСП эта скорость не выдерживалась. По данным различных распределительных эвакопунктов и Центрального управления ВОСО, скорость движения ПВСП в 1942—1943 гг. колебалась в разные месяцы в среднем от 200 до 250 км в сутки.
В 1941 —1942 гг. в длительные рейсы ВСП, как правило, не направлялись. Большинство ВСП выполнило в этот период по 4—5 и даже 6 рейсов за месяц. Во втором н третьем периодах войны в связи с резким возрастанием протяженности путей эвакуации и радиуса действия ПВСП сроки пребывания груженных ПВСП в пути следования значительно возросли и составляли 10—15 и более суток (1—2 оборота поезда за месяц).
В послевоенный период взгляды на использование военных санитарных поездов для эвакуации раненых и 'больных претерпели существенные изменения. Поскольку основным назначением ВСП стала эвакуация раненых и больных из госпитальных баз фронтов в ТГМЗ, было признано целесообразным отказаться от деления военно-санитарных поездов на временные и постоянные, а иметь единый военный санитарный поезд. Формирование таких поездов по единой схеме не только ускоряет и упрощает их отмобилизование, но и создает более благоприятные условия для размещения, лечения раненых и больных й ухода за ними в пути следования независимо от расстояния перевозок. Штатный личный состав с использованием табельного медицинского оснащения ВСП способен обеспечить лечение раненых и больных, а также оказание им первой врачебной и квалифицированной медицинской помощи по жизненным показаниям.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.