Основы технологии и экономики горного производства. Конспект лекций, страница 9

АКСИОЛОГИЯ изучает – ПОТРЕБНОСТИ, ЦЕННОСТИ, ОЦЕНКИ;

ПРАКСИОЛОГИЯ изучает – РАЗВИТИЕ, ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ;

ОНТОЛОГИЯ ИЗУЧАЕТ – СУЩЕСТВОВАНИЕ, ХАРАКТЕРИСТИКИ, ПОЗНАНИЕ.

5. ОСМЫСЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ – МЕТОДОЛОГИЯ и ТЕХНОЛОГИЯ

Задумайтесь на минуту о своей деятельности, проанализируйте ее, и вы увидите, что многое упускается из необходимого, исчезает из поля вашего внимания. Чаще всего причина в расплывчатости цели, неэффективности методов, неопределенности критериев и т.д. Это все методологические проблемы.

Понимание методологии формировалось как науки о методах мышления с последующим расширением содержания до учения о методах логической организации всякой предметной деятельности.

Метод (от греч. methodos – путь исследования, теория, учение), способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности.

Методология (от метод и …логия), учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности; методология науки – учение о принципах построения, формах и способах научного познания.

Методология реализуется посредством концепции управления в деятельности по выработке программ, планов, схем, систем, методов, форм, средств, орудий и т.п., позволяющих целенаправленно и эффективно теоретически познавать и практически преобразовывать мир.

Концепция – целостный комплекс положений (принципов, подходов и пр.), в соответствии с которыми строится и осуществляется определенная деятельность.

Эффективная методология определяется уровнем образования и глубокими специальными знаниями. Методология существует в тенденциях, темпах, превратностях современной жизни. Только непрерывное образование помогает поддерживать необходимую методологическую культуру деятельности.

Согласно распространенному сегодня утверждению, методология - это особая форма рефлексии, т.е. критического отношения к используемым и выдвигаемым основаниям при планировании способов решения задач, при анализе проблем и противоречий, возникающих при проектировании и реализации того или иного вида деятельности, общей организации мыслительной деятельности.

Следовательно, у методологии есть две основные ориентации: критически-аналитическая и проектно-конструктивная. Реализуя первую ориентацию, методолог выступает как исследователь мышления, деятельности. Реализуя вторую ориентацию, он помогает специалисту предметнику (или себе) перестраивать и развивать деятельность.

Методология деятельности – это умение видеть, распознавать, понимать, оценивать и учитывать зависимости, которые и раскрывают содержание проблем, и подсказывают пути их решения.

Кратко…Методологическая работа это:

- предварительное планирование способов решения задач;

- анализ внутренних проблем и противоречий субъекта деятельности;

- общая организация мышления;

- нормативная установка профессионального мышления.

- обоснование и нормирование действий и деятельности в целом;

- выбор ценностей, руководящих человеком в той или иной деятельности;

- построение общих схем «онтологии» деятельности, причем в универсальной и

нормативной формах;

- методология используется для того, чтобы понять и объяснить мир деятельности

(ее внутреннюю среду);

- построить свои трактовки этого мира и его рефлексию в виде норм и идеала;

-Методология там и тогда где и когда возникает потребность в разрешении проблем

профессионального мышления, общего видения деятельности;

При рассмотрении методологии можно обратить внимание на девять, отражающих ее содержание, признаков. Это подходы, ориентиры, приоритеты, критерии, альтернативы, электив (выбор), средства, методы, ограничения.

Осмыслению методологии деятельности может способствовать следующая схема.

Таблица 1.5.