Основы технологии и экономики горного производства. Конспект лекций, страница 4

Процесс вскрытия отношений – или, как их называют более специально, скрытых связей – между какой-нибудь идеей и какой-нибудь проблемой называется рассуждением.

Как идея выводится из фактов, так рассуждение вытекает из идеи.

Рассуждение оказывает тоже действие на возникшее представление решения, как накопление и более близкое, подробное рассмотрение фактов на саму проблему. В целом идея решения развивается  и обогащается. Представления, казавшиеся по первому взгляду возможными, часто оказываются не подходящими и даже печальными. Представления, казавшиеся чуждыми и дикими, часто так изменяются при разработке того, что из них вытекает, что становятся применимыми и плодотворными. И все же сомнение, критическое отношение остается.

Последняя и заключительная ступень является своего рода проверкойэкспериментальным подтверждением. Поскольку последствия умозрительны, как и идея, постольку возникает потребность в дополнительных фактах. В процессе практических действий прогнозы приобретают форму фактов, связи - форму закона.

Эвристическая сила методологического описания полного акта мышления (Д. Дьюи) весьма плодотворна. Это убедительно и с пользой для дела покажем на следующих примерах: описание процесса творчества, решения задач, инженерной и научной деятельности, проектирования, критического мышления.

2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ

Определение – это формулирование (фиксирование) содержания понятия. Однако значительное число определений неудовлетворительно, хотя и знаем, что это происходит при отсутствии или неправильном выборе в определении достаточных и необходимых признаков, подчеркивающих специфику определяемого понятия. В чем причины? Общепринято считать частой причиной неточности определения – нечеткое представление о месте, которое понятие занимает в ряду других. В этом случае только четкая классификация способна внести необходимую ясность. Другой не менее частой причиной является стремление в определении отразить как можно полнее (больше) признаков, что вполне оправдано при описании характеристики предмета, а не при формулировании определения. Так, дать характеристику конструктивно-технологического исполнения системы разработки и дать определение системы разработки – вещи разные. Обратим внимание и на факт, что, давая определение и перечисляя необходимые и достаточные признаки, стремятся к отражению существенных признаков, а одним из них считают – функциональное назначение. Не следует забывать, что при определении понятия правильней всего использовать ближайшее родовое понятие и указывать видовые признаки в числе отличительных. Пользуясь случаем, еще раз приведем в качестве наглядного (красивого) определения – определение  понятия деятельность, данное в свое время Э. Г. Юдиным: «ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - есть специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которого составляет целесообразное изменение и преобразование этого мира на основе освоения и развития наличных форм культуры».

3. О СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗНАНИЙ И КЛАССИФИЦИРОВАНИИ

У человека есть потребность достижения, выражающаяся в стремлении делать дело лучше, т. е. совершенствовать свою деятельность. Из всех попыток рационализировать свою деятельность будут те более успешными, которые начинаются с поиска и установления оснований, правил, принципов. Этому способствует систематизация знаний о предмете и в первую очередь – классифицирование.

У понятия, как мере знания, есть содержание и объем. Содержание раскрывается определением, а объем же устанавливается с помощью его деления по классификационным признакам, называемым основанием деления. Это возможно, поскольку объем понятия составляет класс соответствующих смыслу предметов, процессов и т. п., который в свою очередь может делиться на более мелкие подразделения (подклассы, группы и т. д.). Вместе они образуют совокупность, (систему) понятий, объединенных определенным содержанием.