Очистное пространство – это горная выработка, при создании которой осуществляется добыча полезного ископаемого в промышленных масштабах, т. е. очистная выемка. Другими словами связь очистного пространства и очистной выемки однозначна и фраза «состояние очистного пространства в период очистной выемки» может быть оправдана или лишь как уточняющая их отмеченную взаимосвязь или указывающая на расширение объема содержания понятия « очистное пространство», включая в него объем содержания понятия «выработанное пространство». Напомним, что выработанное пространство – это тоже «горн», но очень больших размеров и находящийся в определенном состоянии после завершения технологических процессов очистной выемки, т. е. отделения, перемещения и поддержания его в функциональном состоянии. В равной степени подмена указанных понятий также не желательна, если мы не желаем ералаша в своих мыслях. А вот введение дополнительного понятия – рабочее очистное пространство, уточняющего и строение и состояние пространства, в котором ведется очистная выемка, крайне полезно. И так, рабочее очистное пространство – это часть очистного пространства, в которой находится работающий человек, участник того или иного технологического процесса очистной выемки (или всех трех). Если в содержание этого понятия вложить иной смысл, то ничего хорошего, на наш взгляд, мы не добьемся. Так, часто данным понятием хотят означить ту часть очистного пространства, в которой, независимо от наличия в ней человека, концентрируются технологические процессы, не оставляя без внимания остальное пространство. И что же? Могут быть различные ситуации. Мы рассмотрим характерные две.
Во-первых, не понятно сочетание слов «с креплением и закладкой очистного пространства». А ведь крепим мы рабочее пространство, а закладка нам нужна для поддержания всего очистного пространства, как необходимое условие сохранения в функциональном состоянии рабочего очистного пространства и соблюдения исходных принципов возможности ведения очистных работ, как-то, сохранение в статическом равновесии всего массива в пределах выемочной единицы и исключения самообрушения пород. Мы можем обратить внимание еще и на тот факт, что рабочее очистное пространство по указанной первопричине – всегда находится в открытом состоянии и на этом основании в нашем случае его состояние не может быть отличительным признаком систем на уровне класса.
Во-вторых, нам не понятно, когда наличие обрушенных пород в пределах выемочной единицы можно и нужно считать признаком наличия очистного пространства, а когда признаком наличия уже выработанного пространства (см. 5 и 6 классы по приведенной классификации М. И. Агошкова). Или, почему системы с магазинированием руды выделены в отдельный класс, хотя после полного выпуска руды очистное пространство становится открытым. Ситуация может проясниться, если осмыслить следующую дополнительную информацию. Перевод очистного пространства в выработанное может осуществляться как малыми или большими частями, так и целыми выемочными единицами (это первое). Состояние выработанного пространства тоже может быть различным: открытым или заполненным обрушенными вмещающими породами, закладкой или неопределенным (брошенным на произвол). Это второе.
Теперь все по порядку. В системах с магазинированием после окончания основного выпуска открытым остается уже не очистное, а выработанное пространство. В системах с обрушением имеем ограниченных размеров рабочее очистное пространство, коротое находится под зашитой надежной крепи, благодаря которой к тому же осуществляется посадка кровли и формируется выработанное пространство, заполненное обрушенными породами. В системах с обрушением руды и пород не имеем рабочего очистного пространства, и более того процесс доставки по очистному пространству протекает при наличии в нем обрушенных пород. Как вывод, можно признать, что четкое разведение используемых понятий и выяснение причин (оснований) того или иного порядка выемки позволяет достаточно убедительно объяснять отличительные признаки и особенности отдельных классов систем, хотя проблем, честно признать, ну убавляется. Ну, хотя бы, почему так много классов и какова логика их появления? Попробуем разобраться.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.