Основы технологии и экономики горного производства. Конспект лекций, страница 3

- критически мыслить при формировании своих методологических оснований профессиональной деятельности.

На накопление опыта по освоению (владению):

- горной терминологией;

навыков работы на ЭВМ;

основ системной методологи при решении проблем и задач в области горной технологии.

При соответствующем прилежании и самоконтроле работа по программе курса "Основы технологии и экономики горного производства" будет

способствовать:

- выработке и закреплению научно обоснованного мировоззрения,

- формированию принципов, установок и основных личностных качеств;

иметь:

- активную жизненную позицию;

- критическое (научное) мышление и познание мира;

- способность действовать, самостоятельно и ответственно принимать решения;

- владеть приемами научной организации индивидуальной и коллективной деятельности;

1.3. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ, ПОДХОДЫ

И МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ СВЯЗИ

При современной дифференциации учебного плана не исключается возможность образования "ломбарда" знаний вместо необходимой для профессиональной деятельности работоспособной системы знаний.

Избежать подобной подмены возможно лишь основе вскрытия и реализации междисциплинарных (методологических) связей как на уровне формирования содержания курса, так и разработки и постановки учебных задач, выбора методов их решения, используя принципы системного, ситуационного и деятельного подходов.

Отвечая в определенной мере указанным принципам, курс ОТиЭ ГП будет способствовать развитию навыков понятийного аппарата специалиста, формируемых в дисциплинах методологического цикла: Философия, Политология, Психология, Техническое творчество

Таким образом, можно надеяться, что выделенный объект и предмет изучения, содержание представлений, знаний и навыков, сформулированных как цель преподавания и изучения, выбранные методы их достижения на основе принципов системного и деятельного подходов с учетом междисциплинарных (методологических) связей - в достаточной мере соответствуют требованиям профессиональной подготовки специалистов технического профиля, гуманизации и гуманитаризации их образования.

На методологических основаниях, принципах и о содержании основных понятий остановимся особо.

1.ЕДИНИЧНЫЙ ПОЛНЫЙ АКТ МАШЛЕНИЯ

Для организации мышления (мыслительной деятельности) мы из памяти извлекаем фактологические знания и совершаем над ними определенные преобразования индуктивного и дедуктивного характера. Полный акт мышления (по Д. Дьюи,1909) содержит пять логических ступеней и выглядит следующим образом:

1. Чувство затруднения.

2. Его определение и определение его границ.

3. Представление о возможном решении.

4. Развитие путем рассуждения об отношениях представления.

5. Дальнейшие наблюдения, приводящие к признанию или отклонению, то есть заключение уверенности или неуверенности.

Затруднение заключает в себе сомнение или проблему, конфликт между существующими условиями и желаемым или ненужным результатом, между целью и средствами ее достижения. Проблема состоит в открытии посредствующих звеньев, которые, будучи помещены между отдаленной целью и данными средствами, согласует их друг с другом.

Определение затруднения и его границ составляет суть добывания фактов, организации наблюдений, необходимых для того, чтобы именно осветить, в чем собственно затруднение, или выявить специфический характер проблемы и тем самым обеспечить глубину и результативность процесса формирования представлений о возможном решении.

Представление или предположение является самым центром акта мышления (умозаключения). Оно заключает в себе переход от того, что дано, к тому, что отсутствует. Поэтому его следует признать рискованным, требующим критического отношения, смысл которого в задержке окончательного суждения и свертывания мыслительного процесса.

Возникший в представлении вывод, поскольку он временно не принят, но сохраняется для опыта, составляет идею. Синонимами для него являются предположение, догадка, гипотеза и (в разработанном виде) теория. Критическое отношение к выводу поддерживается наличием альтернативных предположений. Поэтому способность на этой стадии их формировать следует отнести к культуре мышления