Образовался замкнутый семантический граф:
Таблица 1.2.
ПОВЕДЕНИЕ |
||
АКТИВНОСТЬ |
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ |
ТРУД |
РАБОТА |
Желательно по возможности развести смысловые эквиваленты и конкретизировать их содержание. Тем самым усилить методологическую значимость.
Труд как значение понятия деятельности генетически имеет социологический смысл, а работа – социологический и физический смыслы.
В физиологии понятие «деятельность» ассоциируется с понятиями «активность» и «работа»: - «активная форма мышления» как «деятельность мышления».
Кроме того, в рамках психологии, физиологии и социологии возникло специфическое понимание деятельности как поведение.
Исходя из структурных характеристик деятельности, представим ее элементарную клеточку в виде следующей схемы:
Таблица 1.3
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ |
||
СУБЪЕКТНАЯ СТРУКТУРА |
ПРЕДМЕТНАЯ (ОБЪЕКТНАЯ) СТРУКТУРА |
|
ЦЕННОСТИ ЦЕЛИ ЗНАНИЯ НАВЫКИ S СУБЪЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ЧЕЛОВЕК СОВОКУПНОСТЬ ЛЮДЕЙ |
СР СРЕДСТВА |
ОПРЕДМЕЧЕННАЯ ЦЕЛЬ R РЕЗУЛЬТАТ: ПРОДУКТ |
ДЕЙСТВИЯ ОПЕРАЦИИ |
||
ПР ПРЕДМЕТ: ИСХОДНЫЙ МАТЕРИАЛ |
Выделяя две структуры в деятельности, подчеркивают тот факт, что наша деятельность всегда предметна. Предметом (объектом) воздействия в сфере производства могут быть любые фрагменты природы, а в сфере общения – человек или совокупность людей. В качестве средств деятельности могут использоваться как естественные, так и искусственные средства природной основа, а также человек. Субъект же деятельности всегда – человек или совокупность людей. Обращает на себя и то положение, что предметная сторона деятельности развернута, а субъектная нет. Это связано с наличием больших трудностей описания внутреннего плана деятельности, особенно в части поведения, т.к. алгоритмы-программы поведения в большей части управляются на бессознательном уровне. Поэтому существует еще одно методологически оправданное структурирование деятельности на - осознанную и неосознанную.
Осознанная деятельность – это деятельность, построенная на основе заранее предусматриваемого результата, на основе запрограммированной координации действий, ведущих к предполагаемому результату.
Неосознанная деятельность (неосознанное действие) – это деятельность (действие) рефлекторного типа, это реакция на проявление потребности, это поведение. Поэтому, для ясности и краткости, первую называют просто – деятельность, а вторую – поведением. Можно так же развести понятия деятельность и работа, введя новое основание для разделения. В деятельности субъект сам разрабатывает алгоритм-программу действий, проявляя творческие способности, а в работе субъект пользуется алгоритмом, социально закрепленным на уровне навыка. Таким образом, вначале – деятельность, а потом – работа. Если иметь в виду то, что любая деятельность – управляема, то напрашивается вывод: для деятельности характерно – самоуправление, а для работы – управление со стороны другого субъекта – субъекта управленческой деятельности. Последнее имеет место в коллективной деятельности, в деятельности организации. Подобные логические связки можно продолжить, подтверждая правильность вывода о том, что приобретенные знания служат основой для получения новых знаний. Не менее важный вывод можно сделать и следующий: только в анализе мы можем, и имеем право, разделять понятия: активность, деятельность, труд, работа, поведение, высвечивая ту или иную грань такого природного феномена, как специфически человеческая активность. В синтезе же мы имеем единую, интегральную, обладающую синергетическим эффектом, реальность. В подтверждение этих слов отметим, что изучением разных планов (предметов) деятельности занимаются специальные научные направления, образующие базис системного описания. Это – морфология, аксиология, праксиология, онтология.
МОРФОЛОГИЯ изучает – СОСТАВЫ, СТРУКТУРЫ;
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.