Основы технологии и экономики горного производства. Конспект лекций, страница 49

При впуске из совокупности отверстий, расположенных в линию на определенном заданном расстоянии, имеет место их взаимное влияние (их зоны влияния перекрываются). В результате этого контакт руда/порода не прогибается, а опускается параллельно самому себе до определенной высоты, где их взаимное влияние прекращается, и они начинают работать в автономном режиме. Подобная картина наблюдается и при площадном взаимодействии (в двух взаимно перпендикулярных направлениях). В результате объем чистой руды , извлеченный до начала разубоживания увеличивается и состоит из двух частей: первая - из объема в пределах разности высот – высота обрушенного массива минус высота, на которой прекратилось взаимное влияние выпускных отверстий, вторая из объема фигуры выпуска высотой , равной высоте , где прекратилось взаимное влияние отверстий. Доля извлеченной чистой руды до начала разубоживания в таком случае может составлять до 70%, при общем извлечении до 80-85% и разубоживании также 80-85%.

Торцовый (боковой) выпуск. Отличительная особенность торцового выпуска не просто в истечении руды из торца выпускной выработки, а в том, что при этом имеет место вертикально или круто наклоненная боковая плоскость массива руды или породы, которая как бы отсекает часть фигуры выпуска. Эта плоскость в процессе послойной отбойки перемещается по окончанию очередного цикла выпуска. Основные теоретические положения сохраняются.

При торцовом выпуске создаются условия для перемещения истока руды. Такое конструктивное решение позволяет, не снижая показателей извлечения и разубоживания, отказаться от стационарного исполнения рудоприемного днища с обилием дорогостоящих выпускных выработок.

2. Механизированная доставка. Способы механизированной доставки разнообразны. Они систематизируются по виду применяемого погрузочно-транспортного оборудования. Известны: - скреперная доставка, машинная с колесным ходом, конвейерная, питателями или выпускно-погрузочно-доставочными установками. При их характеристике есть все основания использовать системное (видовое) представление технического комплекса уже рассматриваемое ранее и для удобства преобразованное под погрузочно-даставочные (см. табл. 8.7).

Таблица 8.7.

Структурный анализ машин (установок), входящих в погрузочно-доставочный комплекс

СТРУКТУРНЫЙ ЭЛЕМЕНТ

ВАРИАНТ ИСПОЛНЕНИЯ

1. Рабочий орган (по типу выполняемой функции)

а) однофункциональная машина/установка

1. погрузочная , 2. доставочная

б) двуфункциональная : погрузочно-доставочная машина/установка

2. Исполнение рабочего органа

а – для функции погрузки:

1. ковшовый (с нижним черпанием)

2. скребковый (с верхним черпанием)

3. с загребающими лапами и др.

б – для функции доставки:

1. бункерные, 2. ковш-бункер и др.

2. Привод (по роду-виду энергии)

а) электрический; б) пневматический;

в) гидравлический,г - дизельный

3. Трансмиссия

а) ременная; б) редукторная; в) фрикционная и т.д.

4. Движитель

принято: стационарные – установки;

передвижные – машины

а) стационарная (переносная) установка

б) передвижная машина:

1. рельсовый ход; 2. гусеничный ход;

3. самоходный (шинный колесный ход);

4. вибрационный и т.д.

5. Блок управления определенного типа

а) ручное управление (непосредственное)

б) дистанционное (автоматизированное)

Чтобы дать характеристику погрузочно-доставочному комплексу, необходимо по выделенным признакам указать конкретный вариант исполнения. Так можно отметить, что комплексы могут быть составные (в них входят отдельные погрузочные и доставочные установки или машины) и единые в виде погрузочно-доставочных машин или установок.

Скреперная доставка. Осуществляется переносной установкой. В состав скреперной установки входит – скрепер различного исполнения, лебедка с различным приводом, канаты рабочего и холостого хода, головной блочок и несколько поддерживающих блочков. Скрепера – одно и много гребковые, ящичного типа. Лебедки одно и двух барабанные. Мощность двигателя от 20 до 100 Квт. Применимы в различных горно-техни-ческих условиях. Серьезные недостатки – большая энергоемкость перемещения материала волочением руды по руде и сравнительно небольшая длина доставки (не более100м).