Моделирование систем управления. Формирование требований и разработка концептуальной модели. Разработка математической модели системы массового обслуживания, страница 3

Из большого числа теорий и средств моделирования, используемых в качестве математического аппарата, рассмотрим теорию массового обслуживания, имитационное моделирование со средствами планирования и обработки результатов эксперимента, общецелевую систему моделирования GPSS, сети Петри, средства структурного анализа DFD – диаграммы, средства синтеза – линейное и динамическое программирование и теорию игр.

2. 1. Основные понятия систем массового обслуживания

  Под системой массового обслуживания понимается система, которая эффективно распределяет ограниченные ресурсы среди пользователей. В качестве ресурсов могут фигурировать время, материальные ценности, человеческие ресурсы, информационные ресурсы. Система включает в себя:

1)входные потоки пользователей (требовании заявок). Пользователи обращаются к системе за выделение им определённых ресурсов в виде обслуживания;    

2)обслуживающие аппараты (каналы) занимаются распределением ресурсов между пользователями или обслуживанием пользователей. Обслуживающие аппараты часто имеют на своем входе так называемые очереди или средства временного хранения запросов пользователей. Время нахождения пользователя в очереди определяется пропускной способностью обслуживающего аппарата или объёмом имеющихся у него ресурсов;

3)дисциплина обслуживания это правило, по которому пользователь изымается из очереди на обслуживание; в случае нескольких обслуживающих аппаратов привлекаются каналы к обслуживанию, а также регламентируется обслуживание.

     В дальнейшем в качестве ресурсов будем рассматривать ресурс времени. В этом случае в качестве характеристик элементов системы используются для входных потоков – момент обращения i – го  пользователя к системе  ti. Обслуживающие аппараты характеризуются временем обслуживания io. Если есть очередь, то в качестве ее характеристики используется iож – время нахождения i-го пользователя в очереди или используется  средняя длина в очереди . В качестве общей характеристики системы используется время пребывания iпр.

     Системы, в которых проводится один акт обслуживания, называются однофазными системами. Системы, в которых проводится несколько актов обслуживания, называются многофазными.

     В системах может быть несколько обслуживающих аппаратов, которые расположены функционально последовательно (многофазные системы) или параллельно. В этом случае каждый из обслуживающих аппаратов проводит однотипное обслуживание.

     Различают три вида систем обслуживания:

1.Система с отказом. Такая система не имеет очереди. Пользователь при обращении к  занятой системе получает отказ.

2.Система с ограниченной очередью. В таких системах пользователь получает отказ в том случае, если очереди обслуживающих аппаратов заняты.

3. Система без отказов (неограниченная очередь). В таких системах пользователь не получает отказ, и при этом он может находиться в очереди неограниченное время.

     В качестве характеристик системы, определяемых с помощью теории массового обслуживания, используется:

1) для системы с отказом: вероятность  отказа R, вероятность обслуживания пользователя Q, иногда среднее число пользователей, получивших отказ Nотк ;

2) для системы с ограниченной очередью: вероятность обслуживания пользователя Q, среднее время ожидания ож , средняя длина очереди ;

3) для системы без отказа: вероятность обслуживания пользователя Q, среднее

время ожидания ож , среднее время пребывания пр.

     Основные дисциплины обслуживания:

1.Правило выбора пользователя из очереди:

         а) пользователь выбирается в порядке очереди;

         б) пользователь из очереди выбирается по жребию (по вероятности), в первую очередь выбирается тот пользователь, вероятность которого больше;

         в) пользователь выбирается из очереди по минимально допустимому времени ожидания.

2.Правило привлечения каналов к обслуживанию. В каналах ведётся обслуживание по различным приоритетам. Приоритет может быть абсолютным и относительным. При абсолютном приоритете пользователь принимается к обслуживанию вне зависимости от состояния системы (занята или свободна). Если система занята, то обслуживание прерывается и система освобождается для обслуживания пользователя с абсолютным приоритетом. При относительном приоритете пользователь принимается к обслуживанию только после обслуживания предыдущего пользователя.

     Каналы привлекаются к обслуживанию:

             1)по очереди;

             2)по жребию;

             3)в порядке номеров;

             4)по максимальной производительности.

2. 1. 1. Моделирование потоков

 Поток представляет собой последовательность однородных событий. Под событием понимается обращение к системе пользователей, требований, заявок и   т. д.  Потоки бывают двух видов: 1)регулярные, когда интервал времени между событиями заранее определен (в детерминированных системах); 2)случайные, когда время наступления события случайно.

     Моделью потока является математическая запись вероятности наступления события потока или математическая запись времени наступления события t1, t2, …tn.

      Если целью моделирования потока является определение вероятности наступления, то в простейшем случае (простейшие потоки) пользуются распределением Пуассона. Распределение Пуассона позволяет найти вероятность наступления числа k событий за интервал времени τ.

     Формула Пуассона:

                        .

С помощью этой формулы определяется вероятность того, что за интервал  времени t к системе будет k обращений с интенсивностью  l (число обращений в единицу времени).

     Указанная формула математически определяет простейший поток. Простейшим потоком называется стационарный, ординарный поток, в котором отсутствует последействие.

     Условие стационарности. Поток стационарный, если в нём вероятность появления k-событий не зависит от времени, а зависит от интервала времени t (см. формулу Пуассона).