Решение задачи
1. Для поиска условного оптимума запишем уравнение Беллмана на k-ом и n-ом шагах:
2. Определим условные оптимумы.
1) Определим условный оптимум на 4-ом шаге , при этом варьируя переменными x3 и x4. Составим таблицу:
x3 |
x4 |
Z4 |
Параметры, определяющие min Z4 |
Uk |
||
x3 |
x4 |
|
||||
1 |
0 1 |
18 0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
2 |
0 1 2 |
25 7 8 |
2 |
1 |
7 |
-1 |
3 |
0 1 2 |
32 14 15 |
3 |
1 |
14 |
-2 |
Из таблицы
2) Определим условный оптимум на 3-ем шаге , при этом принимая за оптимальное значение x4=1 и варьируя x2 и x3. Составим таблицу:
x2 |
x3 |
Z3 |
Параметры, определяющие min Z3 |
Uk |
||
x2 |
x3 |
|
||||
2 |
0 1 2 3 |
57 29 18 24 |
2 |
2 |
18 |
0 |
3 |
0 1 2 3 |
64 36 25 14 |
3 |
3 |
14 |
0 |
4 |
2 3 4 |
32 21 29 |
4 |
3 |
21 |
-1 |
Из таблицы
3) Определим условный оптимум на 2-ом шаге , принимая x4=1, x3=3 и варьируя x1 и x2. Составим таблицу:
x3 |
x4 |
Z2 |
Параметры, определяющие min Z2 |
Uk |
||
x3 |
x4 |
|
||||
2 |
2 3 4 |
51 46 52 |
2 |
3 |
46 |
+1 |
3 |
2 3 4 |
56 36 42 |
3 |
3 |
36 |
0 |
4 |
2 3 4 |
65 43 32 |
4 |
4 |
32 |
0 |
Из таблицы
4) Определим условный оптимум на 1-ом шаге . Здесь x0=2, варьируем x1. Составим таблицу:
x0 |
x1 |
Uk |
|
2 |
2 |
46 |
0 |
2 |
3 |
54 |
+1 |
Из таблицы
3. Построим ряд условных оптимумов: .
Построим ряд безусловных оптимумов:
Таким образом, для оптимального управления производством необходимо 1-ый месяц использовать нормативное число работников, на 2-ом месяце - число работников увеличить на 1, на 3-ем месяце - число работников
сохранить, на 4-ом месяце - 2-х работников уволить.
2.10. Игровые модели
При проектировании и эксплуатации систем возникают конфликтные ситуации, когда сталкиваются противоположные интересы. Каждая из сторон участниц конфликта стремится решить свою проблему за счет другой стороны и принимает против другой стороны определенные стратегии поведения. Для разрешения таких ситуаций используется математический аппарат, называемый теорией игр.
Допустим, в конфликте участвует множество сторон {U}. Каждая из сторон, допустим C, имеет в рассматриваемой игре набор стратегий . В результате разрешения конфликта получается множество исходов конфликтной ситуации .
Для математической записи конфликтной ситуации вводится функция проигрыша-выигрыша участников конфликта. Математически проигрыш-выигрыш при применении каждой из сторон своей стратегии представляется в виде платежа , определяющего величину проигрыша-выигрыша (платежа) за выход из конфликтной ситуации при условии, что одна из сторон применила стратегию , а другая - стратегию .
Различают следующие виды игр:
1) коалиционная игра, когда в игре участвует множество сторон, причем в каждой стороне несколько участников;
2) бескоалиционная игра, когда в игре два участника.
Вышеуказанные игры подразделяются на следующие:
- бескомпромиссные игры, когда проигрыш одной из сторон является выигрышем другой стороны;
- компромиссные игры, когда о размере проигрыша-выигрыша возможны договоренности.
В дальнейшем рассматриваем бескоалиционные бескомпромиссные игры.
В качестве модели игры используется платежная или нормальная матрица игры. Матрица представляет собой платежи за выход из конфликтной ситуации. Строками матрицы являются стратегии стороны A, столбцами - стратегии стороны B. В общем случае матрица может быть представлена в виде
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.