Моделирование систем управления. Формирование требований и разработка концептуальной модели. Разработка математической модели системы массового обслуживания, страница 23


                                                                         

Овал: 3 Овал: 3 Овал: 3
 


                                                                                                  

                                                                       

Овал: 4Овал: 4Овал: 4Овал: 4                                                                         

                                                                                                                                                                                  

                                                                         

Овал: 5Овал: 5Овал: 5Овал: 5                                                                         

 


                                                                                                        

                                                                                                  

Решение задачи

1.  Для поиска условного оптимума запишем уравнение Беллмана на k-ом и n-ом шагах:

2.  Определим условные оптимумы.

1) Определим условный оптимум на 4-ом шаге , при этом варьируя переменными x3 и x4. Составим таблицу:

x3

x4

Z4

Параметры, определяющие min Z4

Uk

        x3

        x4

      

 1

 0

 1

18

 0

        1

        1

0           

0

 2

 0

 1

 2

25

 7

 8

        2

        1  

        7

-1

 3

 0

 1

 2

32

14

15

        3

        1

       14

-2

Из таблицы

2)  Определим условный оптимум на 3-ем шаге , при этом принимая за оптимальное значение x4=1 и варьируя x2 и x3. Составим таблицу:

x2

x3

Z3

Параметры, определяющие min Z3

Uk

        x2

        x3

 2

 0

 1

 2

 3

57

29

18

24

        2

         2

18

 0

 3

 0

 1

 2

 3

64

36

25

14

        3

        3  

        14

 0

 4

 2

 3

 4

32

21

29

        4

        3

       21

-1

Из таблицы

3)  Определим условный оптимум на 2-ом шаге , принимая x4=1, x3=3 и варьируя x1 и x2. Составим таблицу:

x3

x4

Z2

Параметры, определяющие min Z2

Uk

        x3

        x4

    

 2

 2

 3

 4

51

46

52

        2

        3

        46

+1

 3

 2

 3

 4

56

36

42

        3

        3  

        36

 0

 4

 2

 3

 4

65

43

32

        4

        4

        32

 0

Из таблицы     

4)  Определим условный оптимум на 1-ом шаге . Здесь x0=2, варьируем x1. Составим таблицу:

x0

x1

Uk

 2

 2

 46

 0

 2

 3

 54

 +1

Из таблицы

3.  Построим ряд условных оптимумов: .

Построим ряд безусловных оптимумов:

Таким образом, для оптимального управления производством необходимо 1-ый месяц использовать нормативное число работников, на 2-ом месяце - число работников увеличить на 1, на 3-ем месяце - число работников

сохранить, на 4-ом месяце - 2-х работников уволить.

2.10. Игровые модели

При проектировании и эксплуатации систем возникают конфликтные ситуации, когда сталкиваются противоположные интересы. Каждая из сторон участниц конфликта стремится решить свою проблему за счет другой стороны и принимает против другой стороны определенные стратегии поведения. Для разрешения таких ситуаций используется математический аппарат, называемый теорией игр.

Допустим, в конфликте участвует множество сторон {U}. Каждая из сторон, допустим C, имеет в рассматриваемой игре набор стратегий . В результате разрешения конфликта получается множество исходов конфликтной ситуации .

Для математической записи конфликтной ситуации вводится функция проигрыша-выигрыша участников конфликта. Математически проигрыш-выигрыш при применении каждой из сторон своей стратегии представляется в виде платежа , определяющего величину проигрыша-выигрыша (платежа) за выход из конфликтной ситуации при условии, что одна из сторон применила стратегию , а другая - стратегию .

Различают следующие виды игр:

1)  коалиционная игра, когда в игре участвует множество сторон, причем в каждой стороне несколько участников;

2)  бескоалиционная игра, когда в игре два участника.

Вышеуказанные игры подразделяются на следующие:

-  бескомпромиссные игры, когда проигрыш одной из сторон является выигрышем другой стороны;

-  компромиссные игры, когда о размере проигрыша-выигрыша возможны договоренности.

В дальнейшем рассматриваем бескоалиционные бескомпромиссные игры.

В качестве модели игры используется платежная или нормальная матрица игры. Матрица представляет собой платежи  за выход из конфликтной ситуации. Строками матрицы являются стратегии стороны A, столбцами - стратегии стороны B. В общем случае матрица может быть представлена в виде