Наиболее трудные условия возникают в зимнее время при отрицательных стрелах провеса контактного провода, когда подъем токоприемника при движении от опорык середине пролета Дополнительно складывается с отжатием контактного провода вследствие большей эластичности подвески в средней части пролета. Учитывая это, контактный провод регулируют так, чтобы он располагался беспровесно при температуре 90, которая на 10-15 °С нижесредней 9ср или среднегодовой Эг температуры. Тогда при низшей температуре провод получит меньшуюотрицательную стрелу провеса, но при высшей температуре увеличится положительная стрела провеса. При этомследует обратить внимание на существенное обстоятельство, которое не получило до настоящего времени отраженияв практике расчета полукомпенсированной подвески. В расчетах натяжения несущего троса полукомпенсированной подвески принималось, что температура проводов подвески равна температуре окружающей среды. Тем самым при механических расчетах цепной подвески во внимание не принималось повышение температуры проводов подвески под действием протекающего по ним тока. Вместе с тем, как это видно из норм, максимальная кратковременная температура несущего троса допускается до 140 °С и длительная до 100 °С, что может превысить максимальную температуру окружающей среды на 90 и 50 °С соответственно.
Полукомпенсированную цепную подвеску применяют на дорогах СНГ и за рубежом.
11.Конструкции и особенности расчета комбинированных проводов
Провода, изготовленные из проволок двух металлов, называют комбинированными. Один из металлов допускает большие механические напряжения, но имеет невысокую электропроводимость. У второго же, наоборот, высокая электропроводимость, но значительно меньшая прочность. Поэтому условия работы и расчет таких проводов имеют некоторые особенности. Формулы для расчета комбинированных проводов могут быть даны в общем виде, т.е. для сочетания любых металлов. Однако так как в СНГ наибольшее применение получили сталеалюминиевые провода, то удобнее все рассуждения и обозначения вести применительно к этим проводам. Отличие условий работы сталеалюминиевого провода от однородного:
возникающие при подвеске провода напряжения в стальных и алюминиевых проволоках не равны (в однородном проводе все проволоки имеют одинаковое напряжение);
изменение температуры вызывает перераспределение усилий между стальной и алюминиевой частями провода (в однородном проводе этого не происходит);
допустимое напряжение, а следовательно, и допустимое натяжение зависят от температуры провода (у однородного провода они не зависят).
Рассмотрим причины, вызывающие эти особенности. Очевидно, что если комбинированный провод растянуть, то удлинения стальной и алюминиевой частей будут одинаковыми. Возникающие напряжения согласно закону Гука равны произведению относительного удлинения ε на модуль упругости Е, т.е. Ϭс = εЕс; Ϭа = εЕа. Другими словами, отношение напряжений в стали Ϭс и алюминии Ϭа будут равны отношению их модулей упругости, т.е. Ϭс/Ϭа = Ес/Ел. Если умножить числители равенства на площадь сечения стальной части Sc, а знаменатели - на площадь сечения алюминиевой части Sa и заменить произведение ϬcSc натяжением стальной части Нс, а произведение Ϭа Sa- натяжением алюминиевой части На, то
Нс/На = ЕcSc/(ЕaSa).
Для того чтобы понять, как влияет изменение температуры на напряжения, представим себе, что провод, изготовленный при температуре Э, не имеет никаких напряжений ни в стальной, ни в алюминиевой частях. При нагревании такой провод удлинится. Если бы составные части провода могли расширяться независимо одна от другой, то они получили бы различные удлинения. Так как температурный коэффициент линейного расширения для алюминия больше, чем для стали, то алюминиевая часть удлинится больше, чем стальная. Но металлы связаны между собой механически и могут иметь только равные удлинения. Следовательно, при повышении температуры стальная часть будет задерживать удлинение алюминиевой, т. е. вызывать в ней усилие сжатия, и одновременно сама будет испытывать такое же растягивающее усилие. При понижении температуры будет наоборот - дополнительно сжимается стальная часть и растягивается алюминиевая.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.