Турбокомпрессор расположен на кронштейне с переднего торца дизеля и состоит из одноступенчатой осевой турбины, работающей за счет энергии выпускных газов, одноступенчатого центробежного компрессора.
Вращающийся направляющий аппарат (ВНА), колесо компрессора и диск турбины смонтированы на одном вале ротора, который расположен в корпусах, соединенных между собой.
Принцип работы турбокомпрессора заключается в следующем. Отработавшие газы из цилиндров дизеля по коллекторам и газовой улитке поступают к сопловому аппарату. В сопловом аппарате газы расширяются, приобретая необходимое направление и высокую скорость, направляются на лопатки рабочего колеса турбины и приводят во вращение ротор, отдавая при этом свою энергию. Газы из турбины выходят по выпускному патрубку в глушитель, а затем в атмосферу.
При вращении ротора воздух засасывается через входной патрубок в колесо компрессора, где воздуху сообщается дополнительная кинетическая энергия и происходит основное повышение давления.
В диффузоре и воздушной улитке, вследствие уменьшения скорости воздуха, происходит дальнейшее повышение давления. Из компрессора воздух подается в охладитель наддувочного воздуха и далее в цилиндры дизеля.
Корпус турбокомпрессора состоит из корпуса турбины, среднего корпуса и корпуса компрессора.
На воздушной улитке турбокомпрессора крепится механизм воздушной захлопки, обеспечивающей прекращение подачи наддувочного воздуха в цилиндры дизеля, в случае превышения частоты вращения коленчатого вала выше предельно допустимой, т.е. для предотвращения работы дизеля на масле.
Средний корпус состоитиз корпуса 15 (рисунок 21) и газовой улитки 17. В среднем корпусе установлены подшипники опорно-упорный 4 и опорный 28, лабиринт 1 и фланец 2, втулка 23, к которой штифтами крепится сопловой аппарат 24. На стыке половин корпуса среднего для герметичности установлены уплотнители.
Корпус 15 охлаждается жидкостью, поступающей в полость К из корпуса турбины по каналам Р. Стык в районе отверстий Ш, Щ и Т для перетока жидкости уплотнен резиновыми кольцами 46. Из корпуса жидкость выходит по каналу У.
Газовая улитка 17 двухзаходная, состоит из двух половин фиксируемых фланцем 29 и прикрепленных к корпусу 15 болтами 16.
Опорно-упорный 4 и опорный 28 подшипники демпферного типа. Состоят из стальных корпусов, половины которых относительно друг друга центрируются призонными штифтами, в корпусах подшипников расположены бронзовые вкладыши. Вкладыши удерживаются от вращения специальными фиксаторами. Половины корпусов подшипников скреплены болтами 36. Положение подшипников в среднем корпусе фиксируется шпильками 35. На упорных торцах вкладыша опорно-упорного подшипника выполнены пазы и скосы.
Опорные поверхности вкладышей и торцы вкладыша опорно-упорного подшипника покрыты тонким слоем ВАП-2.
Подшипники смазываются маслом, поступающим из масляной системы дизеля через штуцер 42 и далее по каналам Ж корпуса 15 и отверстиям в подшипниках. Из подшипников масло сливается в полость Н и далее в раму.
Корпус турбины состоит из корпуса 19, диффузора 25 и выпускного патрубка 21.
Диффузор и выпускной патрубок к корпусу прикреплены болтами 18 и 20. Выпускной патрубок покрыт теплоизоляционным материалом. Корпус турбины лапами Ц крепится к кронштейну дизеля. Подвод газа в газовую улитку и далее в проточную часть турбины осуществляется по каналам X. Для предохранения от перегрева стенок корпуса турбины 19 в местах подвода газа вставлены патрубки 45, выполняющие роль экранов.
Корпус турбины охлаждается жидкостью, поступающей из системы охлаждения дизеля по отверстию М в полость И корпуса и выходящей из него на слив по каналу Ф.
Компрессорная часть турбокомпрессора состоит из воздушной улитки 9, патрубка входного 7 и диффузора компрессора.
Диффузор состоит из двух деталей:
проставка 11 и собственно лопаточного диффузора 12. Диффузор с проставком скреплен винтами, застопоренных попарно проволокой.
Воздушная улитка к корпусу среднему 15 крепится болтами 31. Стык между ними уплотнен резиновым кольцом 32. В стыке между улиткой и диффузором установлена регулировочная стальная прокладка 10. Полость за колесом компрессора отделена от полости за диффузором резиновым кольцом 33, вставленным в кольцевую канавку лабиринта 1.
Входной патрубок 7 однозаходный. Для снижения уровня шума внутренняя полость патрубка изолирована звукопоглощающим материалом. Входной патрубок имеет канал 11, по которому просачиваются газы из картера дизеля. Патрубок к воздушной улитке крепится болтами 44.
Стык улитки и патрубка уплотнен прокладкой 34. Резьбовое отверстие во входном патрубке, закрытое пробкой 3, используется для установки индуктивного датчика при замере частоты вращения ротора.
К фланцу воздушной улитки со стороны выхода воздуха крепится компенсатор 48, в кольцевые проточки фланца которого поставлены резиновые кольца 53 и 49 для обеспечения герметичности и смягчения удара (демпфирования) при срабатывании механизма воздушной захлопки.
На боковой поверхности воздушной улитки к приливам шпильками 52 и 54 крепится механизм воздушной захлопки.
Ротор состоит из вала 5 (рисунок 22), ВНА3, колеса 4 компрессора, диска 11 турбины с рабочими лопатками 10, упорной втулки 14 и лабиринтовой втулки 8.
Вал ротора имеет две опорные шейки. Шейки, упорный торец вала и канавки под уплотнительные кольца 6 и 15, выполненные на вале и втулке 14, цементированы для повышения их твердости и износостойкости.
Рабочие лопатки 10 на диске 11 крепятся с помощью замков елочной формы и фиксируются от осевого перемещения замочными пластинами 9.
На одном конце вала установлен диск турбины, который фиксируется радиальными штифтами 7.
На диск насажена втулка 8, на которой имеются гребешки лабиринтового уплотнения.
На другой конец вала установлена с натягом упорная втулка 14, колесо 4 компрессора и ВНА 3. Колесо и ВНА компрессора насажены на шлицы вала с натягом и закреплены гайкой 2, которая застопорена винтом 1. Поверхность упорной втулки цементирована.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.