· Не обоснованные требования соответствия импортируемых продукции и услуг определенным стандартам или нормативным актам, действующим исключительно на территории страны – импортера и не гармонизированных с требованиями стандартов других стран и международными стандартами;
· Процедуры обязательного подтверждения соответствия свойств товаров и услуг (законодательно регламентируемая сертификация).
Члены ВТО обязаны в максимальной степени использовать международные стандарты (ИСО, МЭК и другие) в национальных системах стандартизации, а также устранить мешающие международной торговле процедуры сертификации из национального законодательства.
Основой Соглашения о технических барьерах стала концепция разумного баланса между риском нанесения ущерба от дефектной продукции и дополнительными издержками производителя по снижению таких рисков. Необходимо различать три вида технических (нетарифных) торговых барьеров:
¨ Различие в национальных технических нормах (стандарты, требования, методики) на продукцию, процессы, системы, которые могут быть включены в договора на поставку, но не имеют силу закона.
¨ Различие требований законодательных актов, касающихся качества продукции.
¨ Различие в юридических и технических процедурах подтверждения соответствия качества.
Пути снижения технических барьеров вытекают из необходимости уменьшения различий (гармонизации) национальных технических и юридических норм, касающихся требований к продукции и порядкам подтверждения соответствия.
Россия стремится стать членом ВТО, поскольку в настоящее время продукция российских производителей не имеет режима благоприятствования на рынках развитых стран. Комиссия ВТО предъявила России ряд претензий в области обеспечения качества продукции, выполнение которых является необходимым условием включения РФ члены ВТО;
¨ Расширение использования международных стандартов в национальной системе стандартизации;
¨ Законодательное введение декларации изготовителя о соответствии как возможного механизма подтверждения соответствия наряду с сертификацией;
¨ Реализация права выбора изготовителя на схему подтверждения соответствия;
¨ Обеспечение прозрачности деятельности по подтверждению соответствия;
¨ Обеспечение деятельности по подтверждению соответствия на основании общепризнанных международных стандартах.
Для реализации этих требований был принят Федеральный Закон № 154-ФЗ (1998 г.), изменяющий Законодательство РФ по сертификации (введение процедуры Декларации о соответствии). Однако часть противоречий, мешающих вступлению России в ВТО, остается:
1. Дисбаланс в количестве объектов обязательной сертификации. В России подлежит сертификации более 90% видов ввозимой продукции, тогда как в странах ЕС подлежит обязательной процедуре подтверждения соответствия (нотификации) около 16% всей номенклатуры производимых товаров. При этом в России наблюдается тенденция расширения списка товаров, подлежащих законодательно регулируемой (обязательной) сертификации, а в ЕС по мере принятия гармонизированных Директив этот список уменьшается.
2. Подход к сертификации услуг. Только в РФ некоторые услуги подлежат обязательной сертификации, во всем мире отсутствует практика введения законодательно определенных правил подтверждения качества услуг.
3. Подход к сертификации с использованием Декларации о Соответствии. В Евросоюзе Декларация о соответствии не требует регистрации, а в России она распространяется на законодательно ограниченное количество типов продукции и требует регистрации в органах по сертификации.
4. Отсутствие прозрачности в процедурах сертификации. Одна и та же продукция должна проходить сертификацию в различных ведомствах, например, в службе Санэпиднадзора, МВД, Госгортехнадзора и др. В Европе существует единая процедура нотификации продукции в допущенных органах по нотификации.
5. Не эффективность процедур сертификации. Число отказов в выдаче сертификатов на потребительские товары составляет в России на сегодня не более 3%, тогда как по данным Госторгинспекция ежегодно фиксирует наличие нарушений в отношении 30 – 40% товаров, большинство из которых имеет сертификат.
Позиция Госстандарта России исходит из утверждения, что практика производства и торговли в России такова, что производителя легко идут на снижение издержек за счет безопасности товара, что обусловливает необходимость жесткого государственного контроля за выпуском продукции и услуг на рынок через расширение процедур сертификации. Введение различных правил сертификации по отношению к импортным и отечественным товарам значительно снизило бы конкурентоспособность отечественных производителей.
3.2.2. Деятельность Европейского сообщества.
Датой основания Евросоюза является подписание Договора о создании Европейского Экономического Сообщества (ЕЭС) от 25 марта 1957 г. (Римские договоры), в который вошли 6 стран. В 1960 г. возникла Европейская ассоциация свободной торговли (ЕFТА), объединившая 7 стран Европы. В 1992 г. был подписан Маастрихский договор о создании Европейского Союза (ЕС). В 1993 г ЕС и ЕFТА объединились в Европейское экономическое пространство. ЕС характеризуется наличием наднациональных институтов управления, которым государства –члены ЕС подтвердили согласие передать часть своих полномочий:
¨ Совет министров является основным органом ЕС по принятию решений;
¨ Совет Европы, состоящий из глав исполнительной власти стран , формулирует стратегию развития ЕС;
¨ Европейский парламент является представительным органом, представляющим народы Союза;
¨ Комиссия ЕС является основным исполнительным органом решений и директив Совета.
¨ Европейский Суд проверяет соответствие правовых норм органов и правительств актам ЕС и выносит решения по обращениям национальных судов.
¨ Европейский банк отвечает реализацию финансовой политики ЕС.
Создание общеевропейского рынка является результатом реализации четырех свобод:
¨ Свободное перемещение людей;
¨ Свободное перемещение товаров;
¨ Свободное перемещение услуг;
¨ Свободное перемещение капитала.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.