Информационные материалы к государственному экзамену по специальности «Управление качеством», раздел «Всеобщее управление качеством», подраздел «Юридические и нормативные факторы», страница 15

·  «Безопасность    гидротехнических    сооружений    -   свойство гидротехнических   сооружений,   позволяющее  обеспечивать  защиту жизни,  здоровья  и законных  интересов людей,  окружающей среды и хозяйственных объектов». Закон РФ «О безопасности гидротехнических сооружений» от 21 июля 1997 года   N 117-ФЗ.

·  «Промышленная  безопасность  опасных  производственных объектов (далее   -  промышленная  безопасность)  - состояние  защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий». Закон РФ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от  21 июля 1997 года N 116-ФЗ

·  «Безопасность   пищевых   продуктов   - состояние  обоснованной уверенности  в том,  что  пищевые продукты при обычных условиях их использования не являются вредными и не представляют опасности для здоровья нынешнего и будущих поколений». Закон РФ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» от  2 января 2000 года N 29-ФЗ.

Видно, что базовым в законодательстве РФ считается определение термина «безопасность», данное в Законе «О безопасности». Безопасность, согласно Закону, должно быть свойством таким объектов как человек, общество, государство, то есть социальной среды и отражаться в ощущениях человека или группы людей (состояние уверенности). Это определение согласуется с текстом Закона, где определяется формирование системы безопасности в виде  органов государственной власти, общественных объединений и граждан, а целью деятельности системы является прогнозирование, выявление, предотвращение, нейтрализация внешних и внутренних угроз человеку, обществу, государству и  восстановление объектов после воздействия чрезвычайных ситуаций. Таким образом, речь в Законе идет о безопасности социальной среды, причем угрозы могут иметь как техногенный и природный, так и социальный характер.

Взаимодействие социальной и материально-технической среды отражено в Законодательстве об охране труда (Закон РФ от18 июля 1997 г № 109-ФЗ) и отражен в определении «Охрана труда  -  система  обеспечения  безопасности  жизни   и  здоровья  работников в процессе трудовой деятельности». В законе дан перечень элементов материально-технической среды, на которые распространяется требование безопасности (ст.9)  - «эксплуатация производственных зданий, сооружений, оборудования, безопасность технологических процессов и применяемых сырья м материалов, а также эффективность средств коллективной и индивидуальной защиты». Само понятие безопасности в Законе не определено.   Критерием безопасности в соответствии со ст.11 Закона считается соответствие проектов производственных   объектов,  средств  производства,  опытных образцов продукции  стандартам,  отвечающим требованиям по охране труда.

В последующих законодательных актах объектом регулирования является взаимодействие социальной, материально-технической и природной сред, то есть безопасность есть свойство материально-технического объекта не представлять угрозы по отношению к социальной среде. Однако во всех вышеприведенных Законах идет копирование структуры термина «безопасность», определенного в Законе от 5 марта 1992 года N 2446-1 без учета смены объекта регулирования. Только в Законе о безопасности гидротехнических сооружений явно указано, что безопасность является свойством самого сооружения, но при этом самому сооружению приписывается способность обеспечивать «защиту  жизни,  здоровья  и законных  интересов людей,  окружающей среды и хозяйственных объектов», что является функцией  социальной среды. Подобное смешение понятий далеко не безобидно, поскольку необходимость управлять свойствами технического объекта (подчиняющегося законам природы) как потенциальной внешней по отношению к человеку и обществу угрозы, формально заменяется управлением образа, который этот объект создает в головах людей. При этом не определено, мнение каких людей об объекте является определяющим и насколько оно отражает реальное состояние объекта управления. Например, можно создать уверенность в пожарной безопасности объекта требованием его тотальной обработки противопожарными составами, причем чем больше элементов объекта обработано, тем сильнее уверенность людей (каких?) в его пожарной безопасности. Закон не регламентирует учет технических свойств объекта и методику какого-либо расчета уровня уверенности. На практике это приводит к тому, что в каждом конкретном случае степень уверенности определяет локальный (территориальный) орган государственного контроля, что может противоречить экономическим (а значит и социальным) интересам  групп людей, представляющих субъекты хозяйственной деятельности. Аналогичные рассуждения можно отнести к опасным производствам и пищевым продуктам, поскольку состояние их безопасности как материальных объектов, определяется через чувства конкретного человека или небольшой группы людей (представителей государства), что создает возможности для необъективности и произвола и является потенциальной угрозой для развития рыночной (конкурентной) экономики в России. Во всех вышеупомянутых законодательных актах отношение терминов «качество» и «безопасность» не обсуждается, кроме Закона РФ «О качестве и безопасности пищевых продуктов», где термины определяются и используются как совершенно различные, что не соответствует международно признанным подходам к регулированию отношений в  области качества (и в том числе безопасности).

В правовой области как нигде выявляется диалектическое противоречие понятия «качество». С одной стороны качество связывается с характеристиками материальных и экологических объектов (как объективной реальности, действующей по законам материального мира), а с другой стороны качество (и в том числе безопасность) проявляется через субъективное восприятие человека и общества и это проявление может закрепляться правовыми актами государства, заставляя действовать материальные объекты в соответствии с законами общества.  Законы материального мира первичны, поэтому при формировании законов общества, относящихся к взаимодействию различных сред, они должны безусловно учитываться.

Таблица

Нормативно закрепленные в действующем законодательстве требования к качеству.