Информационные материалы к государственному экзамену по специальности «Управление качеством», раздел «Всеобщее управление качеством», подраздел «Юридические и нормативные факторы», страница 17

Причина (статья ГК РФ)

Право покупателя и \или характеристика последствий нарушения

Источник обязательств

Отказ продавца от передачи (не передача) принадлежностей и документации на товар (464)

·  Назначить срок передачи;

·  Отказ от оплаты

Договор и\или законодательство

Передача меньшего количества товара (466, 511)

·  Требовать получить недостающее количество;

·  Отказ от товара и оплаты;

·  Возврат уплаченной суммы

Договор

Не соответствие по ассортименту (468)

·  Замена товаров, не соответствующих договору;

·  Отказ от товара и оплаты;

·  Возврат уплаченной суммы.

Договор

Ненадлежащее качество (товар с недостатками)

(475)

(503 – для потребительских товаров)

(518 – для договора поставки)

·  Безвозмездное  устранение недостатков продавцом;

·  Уменьшение цены;

·  Возмещение расходов покупателя на устранение недостатков;

В случае существенных недостатков:

·  Замена товара;

·  Отказ от договора и товара;

·  Возврат уплаченной суммы

Договор и\или законодательство

Ненадлежащее качество работы или услуги

(723)

(737 – по бытовому подряду)

·  Устранение недостатков, для работ по заказу физических лиц срок предъявления претензий – 2 года для движимого и 5 лет для недвижимого имущества;

·  Уменьшение цены;

·  Возмещение расходов на устранение недостатков;

·  Переделка работы (услуги);

·  Отказ от договора и оплаты;

·  Возврат уплаченной суммы.

Договор и\или законодательство

Передача некомплектного товара

(480, 519)

·  Доукомплектование;

·  Уменьшение цены;

·  Замена товара;

·  Отказ от договора и оплаты;

·  Возврат уплаченной суммы;

·  Уплата неустойки (ст. 521 ГК)

Договор

Ненадлежащая тара или упаковка (482)

·  Упаковать (затарить) товар;

·  Заменить упаковку (тару);

·  При порче товара применяется ст. 475 ГК

Договор и\или законодательство

Обмен непродовольственного потребительского товара в течение 14 дней (только для физических лиц) (502)

·  Обменять товар на аналогичный;

·  Возвратить товар продавцу и получить уплаченную сумму

Законодательство

Существенное нарушение условий договора (523):

-  поставка товара с существенными недостатками;

-  неоднократное нарушение сроков поставки

·  односторонний отказ от договора

Законодательство

Вред, нанесенный личности  или  имуществу  гражданина,  а

      также  вред,  причиненный  имуществу  юридического лица

(1064, 1101)

·  Возмещение ущерба в полном объеме;

·  Возмещение морального вреда

Законодательство

Как видно из таблицы Гражданский кодекс требует от продавца ликвидации последствий нарушения условий договора или законодательства, связанных с дополнительными организационными и финансовыми затратами. Наступление ответственности по фактору качества можно отнести к категории финансовых рисков (в том числе упущенной выгоды) для продавца (изготовителя, поставщика). Законодательство о защите прав потребителя, которое будет разобрано ниже, ужесточает требования ГК в отношении ответственности за качество на основании принципа изначальной ответственности продавца, если он не докажет иного в судебном порядке. Все разновидности ответственности можно разбить на две группы:

·  Организационная (устранение недостатков или замена объекта, отказ от приобретения объекта);

·  Финансовая (уменьшение цены, возмещение стоимости, возврат уплаченной суммы.

Гражданский кодекс косвенно обозначает приоритеты правового регулирования факторов, которые можно отнести к качеству товара (услуги, работы) через наступления ответственности только при нарушении договора, или при нарушении договора или законодательства, а также количеством и ценой наступления возможных последствий. По приоритетам регулирования ответственности все виды нарушений разбиваются на две группы. В первую (высший приоритет) входят -  вред,  ненадлежащее качество товара или услуги, не поставка комплектующих и документации, нарушение в таре и упаковке, во вторую – все остальные факторы, поименованные в таблице 5.3.

          Подробнее остановимся на анализе ответственности за вред, нанесенный недостатками товаров, работ и услуг, деятельностью, опасной для окружающих (гл. 59 ГК). Потерпевшими могут быть как физические лица (вред жизни, здоровью и имуществу), так и юридические лица (вред имуществу). Причиной вреда могут быть:

·  Недостатки товара (работы, услуги);

·  Недостоверная или неполная информация;

·  Деятельность, связанная с повышенной опасностью для окружающих (автотранспорт, производство и поставка электроэнергии и др.) (ст. 1079 ГК).

          Ответственными по нанесению вреда могут быть продавец или изготовитель по выбору потерпевшего. Срок, в течение которого сохраняется ответственность, должен соответствовать сроку годности или, если он не установлен, в течение 10 лет со дня производства товара (работы, услуги). Если срок годности не установлен в нарушение законодательства или покупатель не был информирован о сроке годности, то срок наступления ответственности не ограничен. Статьи 1100 и 1101 устанавливают принципы компенсации морального вреда, который может сопутствовать прямому ущербу, нанесенному некачественным объектом.

Принципы освобождения (распределения) от ответственности по фактору качества.

          Гражданский кодекс устанавливает случаи, когда продавец (поставщик, подрядчик) не несут ответственности за недостатки товара (работы, услуги). Понятие недостатка товара в ГК не определено. Из анализа текстов статей следует, что под недостатком понимается несоответствие требованиям к качеству товара (работы, услуги), а под существенным недостатком невозможность использования товара (результатов работы, услуги) в тех целях, для которых они предназначены или обычно используются.

          Продавец освобождается от ответственности за обнаруженные недостатки товара  в следующих случаях:

-  Покупатель НЕ докажет, что недостаток возник до передачи товара (ст. 211, 476 ГК). Обязанность доказательств возложена на покупателя, т.к. он является юридически владельцем товара в момент выявления недостатка;